Видеолотерейные терминалы вместо «одноруких бандитов»
В России активно обсуждаются поправки в закон «О лотереях». Лоббисты говорят, что он поможет пополнить бюджет и поставит игорный бизнес под контроль государства. Противники нововведения уверены, что, по сути, с появлением так называемой бестиражной лотереи, в стране появятся новые залы игровых автоматов
Читать на полной версииАктивные баталии по поводу предложенных Минфином поправок сейчас идут в Госдуме, правительстве, различных негосударственных организациях. В Общественной палате даже заговорили о необходимости слушаний на эту тему с привлечением специалистов.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев объяснял, что ведомство сочло возможным оставить формат бестиражных лотерей, поскольку он привычен с советских времен и при определенных условиях не несет никаких рисков. По словам Моисеева, при подготовке новых поправок Минфин учитывал несколько обстоятельств. В частности, не допустить использование автоматов в азартных играх, а также запретить бестиражные лотереи в Интернете.
Для этого были внесены изменения в законопроект о том, что у лотерей будет единый организатор и оператор, с которым распространители будут заключать договор. Изменения также четко описывают, что такое лотерейный аппарат и видеолотерейный терминал и чем они отличаются от игровых автоматов.
А отличаются они вот чем. Из семи параметров, по которым их можно сравнить, различия наблюдаются в двух. Во-первых, игровой автомат не выдавал чек, а видеолотерейный терминал будет. А во-вторых, в видеолотерейном терминале генератор случайных чисел позволяет, в том числе, заранее сформировать выигрышные комбинации и находится вне аппарата, но выигрыш так же зависит от желания организатора.
Но при этом, оба терминала находятся в отдельном корпусе, которые могут принимать деньги, выдавать выигрыш, у них одинаковая частота розыгрыша (2,5 секунды) и возможность агрессивной визуализации процесса. Поэтому видеолотерейные терминалы — это те же игровые автоматы, и не имеют ничего общего с бестиражной лотереей советских времен, говорит лидер Всероссийского общественного движения Юрий Черноусов.
Юрий Черноусовлидер Всероссийского общественного движения«Я недавно заходил на станции метро «Полежаевская» в компанию «100 лото» посмотреть, как это все выглядит. Хочу сказать, что разницы особой я не заметил. Все это называется лото, вот стоят аппараты. Ну что, это же совсем не однорукий бандит, они устроены совершенно по-другому. Все там примерно то же самое. Я в данном случае могу как психолог сказать: вот эта завлекательная музыка, этот эффект моментального выигрыша. Это все заманивает. Поэтому давайте не сваливать все в одну кучу, разделим и скажем, мы категорически против игровых автоматов, мы категорически против игровых салонов. Если человек хочет себе купить лотерейный талон государственной лотереи, да пусть покупает, пожалуйста».
Адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена считает, что видеолотерейные терминалы нельзя сравнивать с «однорукими бандитами». У них принцип работы совершенно иной. К тому же все лотерейные магазины — так предлагается назвать места, где будут стоять аппараты — будут находиться строго под контролем государства. Сейчас весь игорный бизнес ушел в буквальном смысле в подполье. А бестиражные лотереи будут способствовать борьбе с нелегалами, уверен Кучерена.
Анатолий Кучеренаадвокат, член Общественной палаты«Если исходить из того, что азартные игры были официально запрещены федеральным законом, с июня 2014 года на территории России были всего две лотереи — «Спортлото» и «Гослото». Тем не менее, мы видим, что ситуация не изменилась. Как играли в казино, так продолжают играть. Я очень надеюсь, что эти новые поправки позволят изменить ситуацию коренным образом. Те деньги, которые необходимы, в том числе, когда мы говорим о внебюджетных поступлениях, эти деньги смогут поступать на развитие спорта, на социальные нужды и т.д. Если говорить о поправках, которые предлагаются — в частности предлагается, что будет единый реестр, где будут зарегистрированы все эти видеотерминалы. Соответственно, когда все будет прозрачно, то легче проверить, каким образом осуществляется игорный бизнес».
Поправки к закону «О лотереях» были приняты Госдумой в первом чтении в июне прошлого года. И уже тогда стало понятно, что они нуждаются в доработке. Свои принципиальные замечания, в частности, высказали помощник президента Андрей Белоусов и начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева. Поправки, как указывали эксперты, не в полной мере создают условия для пресечения организации азартных игр под видом лотерей. В августе правительство получило поручение президента подготовить новые поправки к 1 октября. Они появились к декабрю. При этом формат бестиражной лотереи, в том числе, и с использованием лотерейных аппаратов и видеолотерейных терминалов, остался. Если так, то они ничем не будут отличаться от игровых автоматов, считает генеральный директор компании «Интерлот» Александр Зибров.
Александр Зибровгенеральный директор компании «Интерлот»«Отличие лотерейных билетов бестиражных лотерей, которые продаются в киосках, от билета, который продается в этом лотерейном аппарате, в том, что билет в лотерейном аппарате снабжен штрих-полосой, в которую занесена информация о том, выигрышный билет или нет, и сколько он выиграл. Я покупаю билеты, аппарат автоматом считывает штрих-полосу и сразу мне говорит, выиграл я или не выиграл. Вы кинули денежку, крутнули ручку, у вас на экране появляется «Вы купили 15 билетов, из них 5 выигрышных, сумма такая-то». А то, что сыпятся билетики, ну для видимости они сыпятся. Вы можете либо получить деньги в этом же аппарате, либо продолжить игру, пока не проиграете все».
У председателя думского комитета по экономической политике Анатолия Аксакова двоякое мнение. С одной стороны, он опасается, что с появлением лотерейных магазинов увеличится количество зависимых от азартных игр. Но и Минфин понять можно. Денег в казне катастрофически не хватает.
Анатолий Аксаковпредседатель комитета по экономической политике Госдумы«Бестиражная лотерея, если уж ее вводить, то, конечно, она должна реализовываться под контролем государства. Очевидно, что когда государство не контролирует этот процесс, то там могут использоваться всевозможные недобросовестные программные продукты, которые заведомо приводят к проигрышу. Если это будет все-таки централизованно и под регулированием государства, очевидно, ситуация будет выглядеть иначе. Меня беспокоит только то, что есть большая армия людей, которые подвержены игромании. К нам поступало много жалоб, когда игровые автоматы были распространены. С другой стороны я понимаю Минфин, ему надо пополнять бюджет».
Категорически не согласен с возможным появлением лотерейных магазинов член Общественной палаты Павел Сычев. Пополнять бюджет, безусловно, необходимо. Но не таким способом.
Павел Сычевчлен Общественной палаты«По сути, это тот же аппарат, который мы видели до 2009 года. «Однорукий бандит», на котором, я уверен, будут появляться те же самые любимые игроманами всевозможные обезьянки/вишенки. Но все это будет завуалировано под такую визуализацию лотерейную. Если эти поправки будут приняты, мы, к сожалению, увидим на наших улицах опять же многочисленные такие же лотерейные клубы под видом государственных. Но, по сути, там будет, я уверен, игорная деятельность. Контролировать этот процесс достаточно сложно. Закон принять гораздо быстрее, нежели потом внести какие-то изменения или исправить ошибки. Кто-то говорит, что принесет дополнительные налоги в бюджет государства, но искалеченные судьбы, то, что было до 2009 года, когда деятельность была разрешена, никак не компенсируются теми деньгами, которые могли бы поступить по налогообложению».
Судя по всему, противников появления лотерейных магазинов больше, чем сторонников. Об этом можно судить, в том числе, по опросу, проведенному холдингом «Финам». Против возвращения игровых автоматов, даже в завуалированной форме, высказались 80% участников опроса. Потому что как видеолотерейный терминал ни назови, а все равно получается «однорукий бандит».