Николасу Кейджу пришлось вернуть череп. Известный актер выполнил обещание и отдал обратно правительству Монголии череп трабозавра — ближайшего родственника североамериканских тиранозавров. Прокурор южного округа Нью-Йорка Прит Бхарара доказал в конце прошлого года, что покупка эта была нелегальной.

Николас Кейдж купил ископаемый череп за 276 тысяч долларов. Причем за право обладать этим артефактом с ним боролся Леонардо ди Каприо, пишет The Art Newspaper Russia. Покупка была совершена у палеонтолога Эрика Прокопи, которого приговорили в 2012 году к тюремному заключению за нелегальный вывоз и продажу в США ископаемых остатков древних ящеров. Операция была хитро организована. Прокопи вывозил контейнеры с минералами, в которых находились и части скелетов. Затем отдельные кости собирались вместе и продавались. Например, скелет трабозавра был им продан на нью-йоркском аукционе Heritage более чем за миллион долларов.

Прокурор Прит Бхарара известен и другими схожими делами. Так, в прошлом году была конфискована и вернулась в Бразилию картина Жан-Мишеля Баскиа «Ганнибал», которая использовалась основателем и президентом Banco Santos Эдемаром Сидом Ферейрой для хитроумных операций по отмыванию денег. Сам Ферейра был приговорен в 2006-м к 21 году заключения. Правда, стоит заметить, что затем приговор был сначала аннулирован частично, а затем, в феврале нынешнего года, бразильский суд снял с него все обвинения. То, что Прит Бхарара выбирает своей целью столь звонкие дела неслучайно, считает заведующая отделом арт-рынка The Art Newspaper Russia Мария Семендяева.

Мария Семендяевазаведующая отдела арт-рынка The Art Newspaper Russia«Можно предположить, что внезапная активность нью-йоркского прокурора связана с тем, что после войны в Сирии возник большой спрос на древности из этого региона, которые продаются на «черном» рынке. Всякие шумерские древности и так далее, все это стало очень популярно и продается-покупается очень активно. Но, возможно, проявление веры в прозрачность любого рынка, которая должна существовать. В Америке сейчас рынок искусства похож на любой другой рынок. Сложно сравнить его с рынком ценных бумаг. Такое сравнение будет не очень корректным. Так как там вращаются большие деньги, есть запрос на то, чтобы было понимание, как этими деньгами распоряжаются, и что там происходит. Запрос на прозрачность большой».

Кампания властей США по выявлению и возврату незаконно вывезенных исторических и культурных ценностей идет уже не первый год. Первые подобные дела начались еще в конце 90-х годов прошлого века, но шли сложно, со скрипом. Но теперь все чаще и чаще при обвинениях в сомнительных операциях с произведениями искусства звучит убийственная формулировка «отмывание», пишет The Art Newspaper Russia. Что, скорее всего, связано с тем, что столь полюбивший дела о нелегальной торговле предметами искусства Прит Бхарара впервые прославился, когда вел дело по поводу многомиллиардного мошенничества с ипотечными кредитами, проведенного накануне кризиса 2008 года при участии Bank оf America.