Сколько россиян на самом деле погибло в Сирии?
Если следовать данным «Фонтанки.ру», на территории Сирии сражались бойцы некой «Частной военной компании Вагнера», за которой числятся сотни граждан РФ
Читать на полной версииВозможно, в Сирии погибло больше россиян, чем сообщается официально. Издание «Фонтанка.ру» опубликовало расследование, где пишет, что в Сирии воевали бойцы батальона, известного как «Частная военная компания Вагнера». Юридически такой структуры не существует, но, как утверждают журналисты, это батальон с тяжелым пехотным вооружением и бронетехникой, где воюют сотни россиян.
При этом потери, которые несет этот батальон в Сирии, не портят официальную статистику Минобороны. По данным «Фонтанки», во главе подразделений частной военной компании стоит 46-летний Дмитрий Уткин, подполковник запаса по прозвищу Вагнер. Ранее батальон действовал на территории Крыма и Луганской области, после чего бойцы отправились на выполнение задач в Сирию. Подробно о своем расследовании Business FM рассказал журналист «Фонтанки» Денис Коротков.
Денис Коротковжурналист«Я лично знаю многих людей, которые служили, работали, воевали в этой системе. «Вагнер» в Луганске и Донецке, все командиры ополчения, начиная с определенного уровня, с ним так или иначе взаимодействовали. О лагере в Молькино, через который прошли сотни, может тысячи человек, тоже знают очень многие люди. Если там постоянный состав этой, так называемой группы из 600 человек, то с учетом ротации это несколько тысяч человек прошло. Это не секрет, это невозможно отрицать, не говоря уже о многочисленных фотосвидетельствах, которые, в том числе носят несколько конфиденциальный характер, так как раскрывать личности этих людей, пожилых, во всяком случае, я не считаю корректным. Общее правило — это мужчины 25-45 лет, подходящие по состоянию здоровья, не имеющие непогашенных судимостей и кредитов, прошедшие хотя бы какую-то военную подготовку. Все, причем все даже опытные бойцы, перед участием в боевых действиях или боевых операциях, проходят подготовку на полигоне по соответствующей специальности. Там достаточное количество есть и офицеров, находящихся в запасе, в отставке, но это не является совершенно обязательным условием. Место базирования — поселок Молькино, Краснодарский край. Лагерь непосредственно примыкает, как рассказывают мои многочисленные собеседники, к расположению 10-й специальной отдельной бригады спецназа главного разведывательного управления Министерства обороны России. Первоначально, когда это создавалось в 2014 году, там было чуть более 200 человек, как мне рассказывали, а сейчас, по оценкам моих собеседников, около 600. Плюс ко всему не совсем понятно: какое-то количество находится в лагере подготовки в Молькино, кто-то находится в Сирии, и насколько мне известно, сейчас еще продолжают возникать какие-то локальные задачи на территории Украины. Мне кажется, некорректно говорить, что потерь больше официальных. Официальные потери — это заявленные потери Вооруженных сил РФ, которые мне видятся близкими к реальным. Официальных потерь неофициальной организации под условным наименованием «ЧВК Вагнера» нет и быть не может. Сколько же всего там человек погибло, могут быть только оценочные суждения. Во всяком случае, известно, что в октябре 2015 года 9 человек накрыло минометом в палатке, это были первые потери в октябре. С тех пор, как говорят мои собеседники, потери составили от сотни и выше. Кто-то называет цифру 200 человек. Бойцы получают 80 тысяч рублей в месяц во время подготовки на полигоне в Молькино, 240 тысяч во время боевых действий. Три миллиона за гроб».
Если следовать информации источников «Фонтанки», бойцы Вагнера за боевые действия на территории Украины и Сирии получают государственные награды. Издание публикует снимки самих орденов и наградных листов, в том числе за подписью президента. Однако первый зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев заявил Business FM, что первый раз слышит про «батальон Вагнера». Кроме того, как он отмечает, частные военные компании — это незаконно.
Сергей Жигаревпервый зампред комитета Госдумы по обороне«Первый раз слышу. У нас нет закона на сегодняшний момент о частных военных компаниях. Такие компании есть в США, в странах Западной Европы, активно используются при тех или иных конфликтах, участвовали в операциях и в Ираке, и такая небезызвестная компания, как Black water. То есть действительно их порой гораздо больше, чем военнослужащих самой американской армии. Участвовали в военных компаниях в Ливии. В России на сегодняшний момент мы считаем, что такие компании должны быть, но, к сожалению, закон, поскольку он очень сложный, пока обсуждается в Госдуме. У нас есть закон о наемничестве, который запрещает быть наемниками за деньги, это уголовно преследуемо. У нас могут быть охранные компании, которые работают, допустим, с компанией ЛУКОЙЛ на тех или иных месторождениях, с «Зарубежнефтью», охраняя их сотрудников, их имущество, собственность наших компаний за рубежом, особенно, когда они работают в сложных географических условиях, связанных с теми или иными рисками. Но закона о частных военных компаниях у нас нет. Поэтому в плане охранной деятельности, да, наверное, могут осуществлять, а в плане боевых действий и привлекаться еще по контракту с министерством обороны, пока у нас таких возможностей нет по закону».
Получить комментарии от Министерства обороны РФ Business FM пока не удалось. На данный момент официально подтверждена гибель в Сирии не более шести российских граждан.