Тверской суд столицы на этой неделе продолжит рассмотрение уголовного дела против бывшего следователя по особо важным делам Следственного комитета при МВД подполковника Алексея Монина. Его обвиняют в превышении должностных полномочий в части, которая предусматривает до 10 лет лишения свободы. Ряд других чинов также могут быть привлечены по этому делу. Оно знаменательно тем, что речь идет об отъеме бизнеса по схеме, про которую с вариациями слышали многие предприниматели.

10 лет назад Николай Куделко был вполне удачным бизнесменом средней руки — владельцем фирмы «Дельфранж» по торговле кофе. Дело шло хорошо, и, как это часто бывает, успех привлек внимание. Если не вдаваться в детали, Куделко отказался платить «дань», был арестован и осужден по статье «незаконное предпринимательство» — непосредственно накануне ее отмены.

Товар его фирмы — 30 фур кофе на сумму около 2 млн долларов — был конфискован и якобы уничтожен, но Куделко удалось доказать, что на самом деле он был реализован на подмосковных оптовых рынках. Кроме того, времени, которое он провел в следственном изоляторе, хватило для того, чтобы заодно «отжать» некоторую его личную собственность: автомобили Mercedes 600, Land Cruiser 100 и грузовик были изъяты, также признаны вещественным доказательством и до решения суда проданы по поддельной доверенности. Были поползновения завладеть и его квартирой, но они не увенчались успехом.

Выйдя на свободу, Николай Куделко начал добиваться справедливости. И, на редкость для подобных дел, похоже, ему это удается: осенью прошлого года за вымогательство и хищение изъятого у «Дельфранж» кофе был приговорен на 8 лет Андрей Набиуллин, теперь же судят подполковника Алексея Монина. А бывший следователь МВД Александр Дмитриев, обвиняемый в фальсификации дела против Куделко и объявленный в розыск, скрывается. Сам Куделко надеется не только на то, что его преследователи будут осуждены, но и на материальную компенсацию:

Николай Куделкопредприниматель«Я настраиваюсь на обвинительный приговор. Свидетелей прошло человек 20, и все в одни ворота говорят, что должностные преступления этого человека налицо. Они забрали крупную сумму денежную и до сих пор не возвращают. Один деятель уже сидит за вымогательство, факт подтвержден и доказан — дали 8 лет. Есть ущерб, установленный судом. Пусть государство несет ответственность, они же посылали этих людей».

Упорству Николая Куделко и его адвокатов можно лишь аплодировать, тем более что сказать, что этот случай уникальный, увы, нельзя, говорит адвокат Сурен Аванесян:

Сурен Аванесянадвокат«Здесь очень важна активная позиция пострадавшего коммерсанта. Объем работы, я полагаю, был проведен огромный. Это громкое дело, получившее большой резонанс, менее громкие дела не получают огласку. Случаи, когда оказавшиеся в деле ценности просто исчезают в никуда, иногда случаются. В моей практике такого не встречалось, но коллеги рассказывали про случаи, когда вещественные доказательства по делу исчезали из материалов дела».

История с кофе очень похожа на случай с конфискованными как не соответствовавшими норме телефонами Motorola у компании «Евросеть», когда она еще принадлежала Евгению Чичваркину. Но теперь в моде конфискация продуктов питания — молочных, овощей и фруктов, попавших под санкции. Интересно, как уничтожают их на самом деле? Ведь Николаю Куделко удалось доказать, что на роликах бульдозер давил действительно кофейные банки, но только пустые.