Банки покидают ответственные за кризис
На пике кризиса часто можно было слышать жалобы, что очень мало кому из топ-менеджеров с Уолл-стрит пришлось понести ответственность за ошибки. На втором году кризиса банкиры наконец-то начинают покидать свои места
Читать на полной версииНа пике кризиса часто можно было слышать жалобы, что очень мало кому из топ-менеджеров с Уолл-стрит пришлось понести ответственность за ошибки. По мере того, как дым сражения рассеивается, отработавшие свой ресурс банковские лидеры спешат покинуть поле боя. Джона Мэка (John Mack) в должности исполнительного директора Morgan Stanley с 1 января заменит Джеймс Горман (James Gorman). Тогда же уйдет с поста председателя правления Wells Fargo Дик Ковачевич (Dick Kovacevich). На этой неделе изменения произошли и в высших эшелонах Bank of America (BofA) и JPMorgan Chase, - пишет The Economist.
Исполнительный директор Bank of America Кен Льюис (Ken Lewis) 30 сентября объявил, что в конце года оставит свой пост, предупредив таким образом об окончании своего восьмилетнего срока руководства в компании, которое в последнее время все чаще было омрачено серьезными трудностями. Ранее акционеры, недовольные тем, как была проведена сделка по поглощению инвестбанка Merrill Lynch, сняли Льюиса с должности председателя правления. Сделка вызывает массу вопросов, и сейчас в отношении нее проводится несколько проверок на федеральном уровне и уровне штата. Недавно суд отклонил план урегулирования между BofA и Комиссией по рынку ценных бумаг и биржам (SEC) в разбирательстве о нераскрытии банком информации о бонусах в Merrill Lynch.
Льюис говорил, что намерен остаться в должности до тех пор, пока банк не погасит 45 млрд долларов полученной госпомощи и не завершит интеграцию Merrill Lynch и ипотечной компании Countrywide. Но юридические трудности сказываются на его возможностях руководить группой, которая сталкивается с угрозой увеличения убытков в потребительском и ипотечном кредитовании. Теперь совет директоров должен найти преемника, прежде чем Льюис уйдет. В числе кандидатов внутри компании — Брайан Мойнихан (Brian Moynihan), возглавляющий розничное направление, и Сэлли Кроучек (Sallie Krawcheck), недавно пришедшая в банк и возглавляющая подразделение по управлению частным капиталом.
Для сравнения, в JPMorgan Chase, который, преодолевая кризис, оказывается в самой лучшей форме среди крупных банков, процесс преемственности кажется очень упорядоченным. 29 сентября Джейми Даймон (Jamie Dimon) провел перестановки в высшем руководстве, сместив с постав Билла Уинтерса (Bill Winters), содиректора гигантского инвестиционно-банковского подразделения, и назначив на его место Джеса Стейли (Jes Staley), ранее возглавлявшего сегмент управления активами. Это перемещение делает Стейли главным претендентом на высший пост в компании в случае, если Даймон уйдет.
Отставка Уинтерса далась совсем непросто. Благодаря своим глубоким знаниям сложных финансовых инструментов (Уинтерс был одним из участников группы, которая в банке начала работать с кредитными деривативами) он оградил банк от ипотечных бумаг, из-за которых сильно пострадали компании-конкуренты. JPMorgan Chase — единственный крупный банк, который за прошедшие два года не зафиксировал квартальных убытков.
Но совет директоров требовал от Даймона трудных решений. Отсутствие четкого плана преемственности в особенности вызывало беспокойство ввиду угрозы «синдрома Стива Джобса» (по имени легендарного главы Apple). Даймона многие считают последним героем Уолл-Стрит, его новая биография называется «Last Man Standing» (можно перевести как «Последний оставшийся в живых»). Тем не менее это означает, что перспективы банка все больше зависят от него лично. Как однажды сказал Уинтерс, цена акций JPMorgan Chase упадет на 20%, если Даймон уйдет.
Как можно предпочесть такому закаленному в бою кандидату человека из управления активами? Стейли заслужил одобрение, возглавляя свое подразделение с оборотом в 1,3 трлн долларов. На Даймона, который терпеть не может подхалимов, он произвел впечатление тем, что всегда стоял на своем, если не мог согласиться с вышестоящим руководством. В банке полагают, что (Стейли) по характеру, возможно, лучше соответствует высшей должности, чем Уинтерс.
Но Стейли пока не следует сильно обольщаться. Он всего на год моложе своего 53-летнего босса, который, похоже, совсем не торопится уходить. «Я уже породнился с Morgan (JPMorgan Chase)», — признается Даймон в биографии. Он говорил, что его не интересует руководство другой компанией. Даймона может привлечь политическая карьера, но тогда ему пришлось бы ограничиться в ярких формулировках. Он мечтает управлять рестораном, но с этим определенно можно подождать. Если Даймон будет работать еще пять лет, следующий руководитель банка, наиболее вероятно, может быть из числа тех, кому сорок с небольшим и кто занял место в высших кругах компании, как например, финансовый директор Майк Кавенаг (Mike Cavanagh) и новый руководитель сегмента управления активами Мэри Каллахан Эрдоус (Mary Callahan Erdoes). В любом случае JPMorgan Chase, кажется, в хорошей форме. Чего пока не скажешь об организации, которую вскоре покинет Кен Льюис.