Ольга Голодец и потерянные пенсионные накопления
Данные Ольги Голодец неверны и вводят в заблуждение. Об этом «Интерфаксу» заявили в ЦБ. Вице-премьер Ольга Голодец стала главным героем делового информационного пространства. Чиновница на Неделе российского бизнеса заявила, что в прошлом году россияне потеряли в НПФ 200 миллиардов рублей
Читать на полной версииВ ЦБ сообщили, что доход российских НПФ в 2015-м составил 172 миллиарда рублей. А в тяжелом позапрошлом году — 60 миллиардов. Также в ЦБ отметили, что ознакомиться с деятельностью НПФ может любой желающий на сайте регулятора. Откуда Голодец взяла цифру в 200 миллиардов?
Ольга Юрьевна Голодец, вероятно, не ожидала такой реакции на свои слова. В заголовке, например, одного крупного издания сообщили, что вице-премьера «обвинили во лжи». Другие просто попытались найти объяснения словам замглавы правительства. И не нашли. Ольга Голодец заявила, что в прошлом году негосударственные пенсионные фонды потеряли 200 миллиардов рублей средств населения. В детали вице-премьер вдаваться не стала. И только позже ее пресс-служба объяснилась. Во-первых, речь идет не о прошлом, а о позапрошлом годе. Во-вторых, это данные ОЭСР. Организация исходит из того, что в 2014-м доходность российских пенсионных накоплений была отрицательной. Минус 7,4%. Правда, в открытых источниках не удалось найти данных, что эти потери оцениваются в 200 миллиардов. Так откуда вице-премьер могла взять эту сумму? Вопрос мы адресовали президенту Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константину Угрюмову.
Константин Угрюмовпрезидент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов«Это сознательное введение граждан в заблуждение. Если уж что россияне и потеряли, то они потеряли 243 млрд рублей, которые с подачи Ольги Юрьевны были изъяты из пенсионных накоплений, которые были отняты у наследников тех граждан, которые перевели свои средства в негосударственные пенсионные фонды. О других 200 млрд рублей потерь от инвестирования, либо каких-либо других источниках неизвестно никому, в том числе и, по всей видимости, Ольге Юрьевне. Но уж мегарегулятору об этом точно неизвестно».
Несколько удивительно, что российская чиновница ориентировалась на сведения ОЭСР. У нас есть Центральный банк, который регулирует НПФ. Почти у всех НПФ за прошлый год положительная доходность. Больше, чем у половины она выше инфляции. Но средний результат — 10,6%. Это ниже инфляции. Но уж точно не потери. Допустим, Ольга Юрьевна оговорилась. Возьмем позапрошлый год. Из-за девальвации и действий финансовых властей потеряли все, в том числе и НПФ. Но разве виноваты в этом форс-мажоре негосударственные фонды? Ведь общий посыл Голодец в том, что именно из-за НПФ граждане лишаются кровных пенсий. Впрочем, это соотносится и с другими инициативами госслужащих. Комментирует директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Никита Исаевдиректор Института актуальной экономики«Зачастую государство не совсем эффективно, а можно сказать, прямо нелепо ограничивает негосударственные пенсионные фонды в размещении своих средств. И очень часто мы слышим заявления различных чиновников, политиков, экономистов, которые требуют обеспечить вложения негосударственных пенсионных фондов в неэффективные государственные корпорации, которые все показали отрицательную динамику и убытки в прошлом году».
Ольга Голодец — противница системы пенсионных накоплений. Известно, что именно соцблок — инициатор заморозки накопительной пенсии. Трюк, который государство повторило уже не раз и, как недавно писали СМИ, останавливаться не собирается. Возможно, у правительства в запасе есть аргументированная позиция. В речи Голодец она не прозвучала.
Вице-премьер, явно лоббируя отмену накопительной части, назвала неподтвержденную цифру в 200 миллиардов. Но есть и другая цифра, которую Голодец не упомянула. В том же позапрошлом году ВЭБ, который распоряжается пенсионными деньгами «молчунов», потерял 90 миллиардов рублей их накоплений. Возможно, это тоже повод, чтобы потребовать что-то запретить.