Добрый гонец по имени Керри. Комментарий Георгия Бовта
Главным политическим событием наступающей недели может стать визит в Москву госсекретаря США Джона Керри, предположительно с 22 по 25 марта. МИД России заявил, что в Москве визит Керри «будет способствовать нормализации двусторонних отношений, от атмосферы которых во многом зависит общий климат на мировой арене»
Читать на полной версииВизит Керри может способствовать относительному снижению взаимной напряженности. Однако рассчитывать на некую новую «перезагрузку» точно не стоит.
Оптимистичнее всего настроен в отношении визита последний генсек КПСС Михаил Горбачев. Он вообще считает, что эти переговоры способны стать «предтечей новых больших договоренностей между Россией и США».
Михаил Сергеевич, скорее всего, излишне идеалистичен. Видимо, уже представляя, как Керри, в духе перестройки, будет гулять по Арбату, покупать там матрешки и общаться с прохожими на фоне занимающейся русской весны.
Вряд ли «большие договоренности» вообще осуществимы при уходящей администрации Обамы. Скорее, можно попытаться создать хоть какие-то зацепки на будущее. На фоне растущей вероятности, что сменит Обаму в Белом доме бывшая госсекретарь его администрации Хиллари Клинтон. Ведь при всех так и не сложившихся личных отношениях Путина и Обамы, администрация демократов была еще относительно сдержанна по отношению к Москве.
Так, Обама пошел по наиболее мягкому пути в реализации возможностей введения санкций согласно «акту Магнитского». По Украине занял более жесткую позицию. Но все равно не самую жесткую на фоне тех, что ему предлагались.
В ходе визита Керри стороны могут обсудить варианты «корректировки» Минских соглашений по Украине ввиду политической неспособности и нежелания Киева выполнять зависящую от него часть этих соглашений. Однако США скорее ждут тут уступок от Москвы, нежели компромисса. Будет затронут и вопрос о Надежде Савченко.
Более важна для Вашингтона сейчас Сирия. Там были буквально ошарашены внезапным выводом российских войск оттуда, где им еще недавно предрекали второй Вьетнам или Афганистан. Зато теперь уже никто не смеет обвинять российские ВКС в том, что они бомбят, дескать, мирные объекты и вообще являют собой чуть ли не главное препятствие на пути закрепления зыбкого перемирия.
В то же время, если воспринимать уход из Сирии как некий шаг навстречу, упрощенно «уступку» американцам и их союзникам в регионе, то, во-первых, оказанная услуга обычно ничего не стоит. Во-вторых, симптоматично, что большая часть американских СМИ подали этот эпизод как еще одно свидетельство того, как «коварный Путин» переигрывает «мягкотелого Обаму». Или, как выразилась поддерживающая Трампа в избирательной гонке желтоватая Washington Times, Путин его тут цинично «перетанцевал» в стиле русского народного танца.
Тема «мягкотелости» администрации демократов во внешней политике, в том числе, в отношениях с русскими, будет сейчас активно педалироваться республиканцами. Белый дом будет стараться этот тезис опровергнуть, подавая свою позицию как «бескомпромиссную и жесткую». Хотя по Сирии, где возобладала скорее логика дипломатии в духе XIX века, нежели горбачевского «нового мышления», остается немало возможностей для закулисных рациональных сделок Москвы и Вашингтона. При которых обе стороны не только сохранят свое лицо, но скривят его в более миролюбивое выражение по отношению к партнеру. В том числе, возможно обсуждение вариантов некоей «федерализации» Сирии как варианте урегулирования.
Обама, надо сказать, большой экстраверт и озабочен тем, каким он войдет в историю. Поэтому даже в отсутствие каких-либо новых «больших договоренностей» с Москвой он хотел бы оставить впечатление, что хотя бы эти отношения не являют собой совсем уж дымящиеся руины. Это, разумеется, не подразумевает отмены антироссийских санкций. Этой вести Керри в Москву точно не привезет. Хотя непременно будет сказано нечто туманное о такой возможности в будущем. Такая вот нынче у нас «перезагрузка».