Что происходит за дверьми реанимаций? Родственники хотят знать правду
Правило о допуске родных в реанимацию требует реанимации. Петиция с требованием допустить родных к больным пациентам собрала более 200 тысяч подписей. Доводы подписавшихся имеют под собой основания
Читать на полной версииПетиция о допуске родственников к больным в реанимацию за 2 недели собрала уже больше 200 тысяч подписей. Посещение таких пациентов законом не запрещено, но на практике в реанимацию родных чаще всего не пускают. Авторы петиции потребовали от Минздрава составить документ, который обязывал бы врачей открывать беспрепятственный и круглосуточный доступ родственников к тяжело больным. В Минздраве пока отреагировали лишь общими заявлениями.
Каждый россиянин имеет право на посещение родственника, находящегося в реанимации, заявил официальный представитель Минздрава Олег Салагай. Он сослался на все соответствующие документы и добавил, что министерство еще 2 года назад направило в регионы письма с просьбой принять все меры по организации таких посещений. Москва, февраль 2016-го, 87-летний дедушка корреспондента Business FM Дарьи с диагнозом атеросклероз после развития гангрены и ампутации ноги попал в 4-ю больницу. Пролежал там 10 дней. Родственников к нему не пускали. Выписали с появившимися пролежнями. Через день скорая из дома повезла его уже в 13-ю, продолжает Дарья.
Дарьякорреспондент Business FM«В 13-й он пробыл тоже где-то 10 дней. Мы приходили практически каждый день. А там уже карантин — как раз была вспышка гриппа. В итоге его решили перевезти в 11-ю больницу в паллиативное отделение. По факту это хоспис. 24-го числа, когда сказали приезжать его забирать, мама приехала и была просто в ужасе. На тумбочке стояла бутылка с водой. Он сам не мог ни пить, ни есть, нужно было за ним ухаживать. Она говорит, что даже визуально она поняла, что все это время он мучился от жажды. Она попала в то отделение лишь по той причине, что его нужно было переводить».
То есть сотрудники больницы и родственникам не давали ухаживать за больным, и, как утверждают родные, сами не давали ему ни лекарств, ни обезболивающих, ни воды. По крайней мере, у близких не было возможности удостовериться в том, что за мужчиной следят должным образом. Он умер. Судя по сообщениям в соцсетях, случай с родственником Дарьи — далеко не единичный и едва ли не системный. Чтобы иметь возможность ухаживать за тяжелобольными родственниками, иногда люди вынуждены покупать дорогостоящее медоборудование и ставить его дома, иначе никаких гарантий, что за больным будут ухаживать. Врачи утверждают, что за пациентами следят очень внимательно. А родственников не пускают, чтобы те не занесли инфекцию или не натворили чего-нибудь в палате, не справившись с эмоциями. Доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии Российской медицинской академии постдипломного образования Лев Николаев, работая в Боткинской больнице, никогда не препятствовал проходу родственников в реанимацию и сейчас выступает за то, чтобы родных пускали к больным, но и позиция врачей ему тоже понятна.
Лев Николаевдоцент кафедры анестезиологии и реаниматологии Российской медицинской академии постдипломного образования«Работа у врачей — тяжелейший труд. Конечно, присутствие родственников очень отвлекает от работы. Реанимационные залы — большие, в это время может случиться и остановка сердца, и реанимационные мероприятия могут идти. Наших выгнать трудно, если их впустить. Если говорить честно, то не до родственников бывает в это время».
По словам официального представителя Минздрава Олега Салагая, если право родственников на посещение пациентов реанимации нарушается, граждане могут пожаловаться на это в несколько инстанций, в частности, в свою страховую компанию, в региональный департамент здравоохранения и в территориальное управление Росздравнадзора. Заместитель директора детского хосписа «Дом с Маяком» Лида Мониава делает одно маленькое, но очень важное замечание.
Лида Мониавазаместитель директора детского хосписа «Дом с Маяком»«Сейчас, например, если медсестра зашла в процедурный кабинет с распущенными волосами и что-то потрогала без перчаток, ее могут выгнать с работы. Пока это также не будет с теми, кто не пускает родственников в реанимацию, не будет работать, к сожалению, правоприменение этого закона очень отстает от самого закона. Когда у тебя родственник — твой близкий или ребенок — попал в реанимацию, у тебя нет времени обращаться в социальные службы, в департамент. Обычно реанимация означает очень острое состояние, и человек может умереть уже сегодня или завтра. Пока ты дозвонишься до департамента... Любой департамент отвечает на запросы граждан в течение месяца».
По мнению активистов, ведущих борьбу за право родственников на посещение больных в реанимации, эффективным решением было бы введение штрафов для главврачей больниц, в которых медперсонал не пускает родных к пациентам. По мнению тех, кто сталкивался с медициной, как с бюрократической машиной, не поможет и это.