Лефортовский суд Москвы сегодня, 16 марта, рассмотрит ходатайство следствия об аресте заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова. ФСБ просит заключить его под стражу в рамках дела о хищении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию исторических объектов. По данным спецслужбы, Пирумов на протяжении четырех лет руководил организованной преступной группой. Только при ремонте Новодевичьего монастыря она украла около 50 млн рублей.

Впрочем, чиновник Минкульта вину отрицает. Как сообщил Business FM его адвокат Федор Куприянов, защита будет просить суд избрать его клиенту альтернативную меру пресечения — домашний арест.

Ареста Григория Пирумова, задержанного во вторник в Ростове-на-Дону, где он находился в командировке, ждали накануне. Однако суд успел рассмотреть вопрос только об избрании меры пресечения его предполагаемому соучастнику — гендиректору ОАО «БалтСтрой» Дмитрию Сергееву. Вопрос о возможности помещения в СИЗО управляющего этой компанией Александра Коченова был отложен на 17 марта.

Стоит отметить, что ОАО «БалтСтрой» является крупнейшим подрядчиком по реконструкции исторических объектов. Так, именно эту компанию привлекали для ремонта Большого Кремлевского дворца, Грановитой палаты и Эрмитажа.

Ходатайства ФСБ об аресте подозреваемых суд начал рассматривать 15 марта после семи часов вечера, когда двери для входа посетителей были закрыты.

ОПГ «реставраторов»

Как стало известно в суде, уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4-й статьи 159 УК РФ «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» (до 10 лет колонии), было возбуждено Следственным отделом управления ФСБ России по Псковской области 10 марта 2016 года. Спустя несколько дней его объединили с аналогичным делом, которое 14 марта завело Главное следственное управление ФСБ РФ.

Следователи ФСБ установили, что «не позднее ноября 2012 года в Москве» заместитель министра культуры Григорий Пирумов создал организованную преступную группу, в которую привлек гендиректора ОАО «БалтСтрой» Дмитрия Сергеева, управляющего этой компанией Александра Коченова и других соучастников. «Деятельность организованной группы в течение длительного времени была направлена на хищение бюджетных денежных средств в особо крупных размерах», — гласили материалы дела. Следствие пришло к выводу, что участники ОПГ «умышленно завышали стоимость ремонтно-реставрационных работ в проектно-сметной документации на объектах культурного наследия», злоупотребляя своим должностными полномочиями. Они привлекали к выполнению госконтрактов подконтрольные им фирмы, которые «игнорировали технические задания» и заменяли работы, предусмотренные проектно-сметными заданиями, более дешевыми. При этом сама стоимость работ существенно завышалась, констатировало следствие.

В суде был озвучен пока только один установленный эпизод, связанный с хищением бюджетных средств при реставрации в прошлом году Новодевичьего монастыря. По сведениям ФСБ, Сергеев вместе с Коченовым организовали в 2015 году заключение Минкультуры госконтракта с подконтрольной им организацией ЗАО «Стройфасад». «С апреля по декабрь 2015 года Сергеев, Коченов и иные не установленные следствием лица организовали подготовку документов о недостоверных объемах и стоимости выполненных работ на сумму не менее 50 млн рублей и направили их в Министерство культуры для оплаты», — зачитала судья документы следствия. Сыщики полают, что после того как генподрядчику были выделены деньги, их похитили.

Смертельное заболевание

Как признался в суде следователь Григорий Захаров, местонахождение похищенных средств до сих пор не установлено.

Доставленные в суд под конвоем Дмитрий Сергеев и Александр Коченов оказались жителями Санкт-Петербурга. Каждый — отцом троих детей.

Следователь заявил, что, находясь на свободе, подозреваемые скроются, а также окажут давление на свидетелей и не установленных пока ФСБ подельников. В вину Сергееву было поставлено то, что он не проживал по месту прописки, а Александру Коченову — что у него отсутствует регистрация на территории Москвы и Московской области.

Требование об аресте поддержала прокуратура. Дмитрий Сергеев сказал, что виновным себя не считает. «Я бы хотел какие-то альтернативные варианты — либо подписку, либо домашний арест», — попросил он суд. Однако доводы о том, что он не будет скрываться, Фемиду не убедили. Спустя 15 минут пребывания в совещательной комнате судья Маргарита Котова заключила бизнесмена в СИЗО до 10 мая.

Заседание по вопросу ареста Александра Коченова было не столь стремительным. Его адвокаты сообщили, что их клиент смертельно болен. Они представили суду документы на немецком языке о том, что бизнесмен лечился в Германии. Задержанный подтвердил, что с сентября по октябрь 2015 года прошел там семь курсов химиотерапии. Он добавил, что ему необходимо обследоваться раз в год. Слова из подозреваемого адвокатам пришлось буквально вытягивать — Коченов выглядел уставшим и растерянным. Он обещал, что не будет скрываться от следствия, и вынул из кармана загранпаспорт.

После этого адвокаты попросили время для того, чтобы предоставить перевод медицинских документов, подтверждающих наличие у их клиента онкологического заболевания. Для этого им требовалось 72 часа.

Кстати, доводы следствия об отсутствии у подозреваемого жилья в Москве сильно возмутили защитницу бизнесмена. Она сообщила, что ее клиент постоянно проживает с женой и тремя детьми в Санкт-Петербурге, прописан там и имеет жилье в собственности. «С чего это он на всякий случай обязан иметь место жительство в славном городе Москве?» — задала она риторический вопрос. Он и ее коллега сообщили, что будут настаивать на домашнем аресте задержанного.

В итоге судья удовлетворила просьбу о переносе процесса. Она продлила срок задержания управляющего «БалтСтроем» до 18 марта, а вопрос о его мере пресечения обещала рассмотреть днем раньше.

Вопросы для фигурантов

Главного фигуранта дела — заместителя министра культуры Григория Пирумова — завели в клетку около десяти часов вечера. Его адвокаты успели лишь попросить время для ознакомления с делом, а также озвучить ходатайство о допросе в суде супруги и дочери подследственного. Последних юристы хотят расспросить о личности замминистра (характеризующие данные учитываются при избрании меры пресечения). Слушание было отложено до пяти часов вечера 17 марта.

Покидая суд, защитник чиновника Федор Куприянов назвал подозрения в адрес своего клиента необоснованными. Он сообщил Business FM, что защита будет просить поместить чиновника под домашний арест. От дальнейших комментариев юрист воздержался.

Ожидается, что сегодня, 16 марта, суд рассмотрит ходатайства следствия о заключении под стражу еще нескольких задержанных. По данным СМИ, среди них — директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры Борис Мазо, а также директор подведомственного министерству ФГУП «Центрреставрации» Олег Иванов.

Эпизод с реставрацией Новодевичьего монастыря, скорее всего, не будет последним в уголовном деле. Следствие интересует обстоятельства реставрации еще целого ряда объектов культуры: Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря в Москве, а также ряда объектов в Псковской области — Изборской крепости, Труворова городища, Никольской церкви, Никольского собора и других.