Почему главу «АвтоВАЗа» досрочно «сняли с конвейера»
Шведский экспат на посту главы «АвтоВАЗа» совершил серьезную ошибку. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов считает, что Бу Андерссон не нашел общего языка с российскими поставщиками. Однако эксперты настаивают, что иностранец успешно справлялся с поставленными перед ним задачами
Читать на полной версии«Он не прислушался к моим советам». Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью ТАСС рассказал о причинах увольнения Бу Андерссона. О том, что гендиректор «АвтоВАЗа» покидает свой пост, стало известно на прошлой неделе. Убыток автоконцерна в прошлом году составил 74 млрд рублей. Кроме того, шведского топ-менеджера упрекали в массовом сокращении персонала. Но одна из главных причин, как заявил Чемезов, связана с конфликтами «ВАЗа» со своими российскими поставщиками.
По словам Сергея Чемезова, Андерссон должен был активнее работать с российскими поставщиками. Но, судя по сообщениям СМИ за эти 2 года, взаимоотношения концерна с поставщиками и так развивались очень активно. «АвтоВАЗ» останавливал конвейер из-за того, что контрагенты не поставили компоненты. Были разговоры об угрозах Бу Андерссону, который нанял охрану. Сейчас Сергей Чемезов заявил, что поставщиков нужно было заставлять работать, привлекать иностранцев для создания в России СП. Возможно, упрек не слишком справедлив, предполагает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаковгендиректор Vector Market Research«АвтоВАЗ» прикладывал усилия, чтобы среди поставщиков комплектующих увеличивалась доля тех, которые производятся на территории России, в частности, в формате СП с иностранцами. Но, учитывая инерционность определенных участников рынка, на это требуется достаточно много времени. Поэтому Андерссону просто не хватило либо усилий, либо времени».
Перед приходом на «АвтоВАЗ» Бу Андерссон сумел вывести на прибыль убыточную группу ГАЗ. В Нижнем тоже были проблемы с поставщиками. Андерссон отказался от работы с самыми слабыми, заменил их зарубежными, ввел систему переаттестации. И не обошлось без радикального сокращения персонала на тысячи человек. Все то же самое топ-менеджер пытался сделать и на новом месте работы. С ведома владельцев концерна, предполагает тольяттинский политолог Сергей Дьячков, проработавший четверть века на «ВАЗе».
Сергей Дьячковтольяттинский политолог«Вы давно уже живете не в красивом, большом, социалистическом городе Тольятти, где лучший завод СССР. От него осталась одна тень. Его туда взяли для того, чтобы он выполнил определенные задачи. Задачи, которые перед ним поставили, он выполнил. Все. Конечно, это безобразие, выбросить людей в никуда, без зарплаты. Но вы не забывайте, кто это делает. Хозяева поставили перед ним задачи: избавиться от всего, что несет обременение, убытки. Уволить — уволить. Избавиться от поставщиков — пожалуйста».
В начале года СМИ сообщили, что у бывших работников завода «АвтоВАЗагрегат» недоедают дети. Предприятие — сейчас в стадии банкротства, владельца подозревают в махинациях. «Агрегат» — бывший подрядчик «ВАЗа», еще с советских времен. В прошлом году концерн должен был его купить, но сделка сорвалась. Как заявлял Андерссон, партнер не исполнил обязательств по поставке сидений. До сих пор не одобрена и другая сделка — по покупке холдинга «Объединенные автомобильные технологии». Компания, кстати, — структура «Ростеха». С этим поставщиком у «АвтоВАЗа» тоже был конфликт. Вряд ли шведа стоит упрекать в том, что пострадали смежники. Он все-таки должен был думать о другом.
Работодатели изначально поставили Андерссону задачу: «АвтоВАЗ» должен занять 20% рынка. 3 года назад было 13%, сейчас — около 17%. Возможно, к концу года, когда кончается контракт шведа, он бы и добился поставленной цели. Другое дело, что гендиректор хотел производить качественные автомобили и поэтому предпочел иностранных поставщиков. Как заявил Сергей Чемезов, «Андерссон пошел по самому легкому пути». Видимо, бывший шведский кадровый военный не знал, что в России так поступать не стоит, и не учел, что здесь нужно сделать с трудностями, чтобы успешно их преодолеть.