Европа готова выделить Турции обещанные три миллиарда евро и добавить еще три миллиарда — на помощь в решении миграционного кризиса. Анкара, правда, попросила 20 миллиардов евро. Об этом сообщило Reuters со ссылкой на дипломатические источники.

Якобы, финансовый вопрос обсуждался на закрытой встрече руководителей Турции, Германии и Нидерландов. В то же время глава Европарламента Мартин Шульц официально заявил, что Турция требует лишь три миллиарда евро на решение проблем с мигрантами.

Турецкий президент Реджеп Эрдоган не стал конкретизировать, сколько денег от ЕС нужно Анкаре. Он просто напомнил, что страна потратила на мигрантов 10 миллиардов долларов, а Европа до сих пор не выделила обещанных трех миллиардов евро.

Поэтому он ждет, что турецкий премьер Ахмет Давутоглу привезет из Брюсселя деньги. Сам Давутоглу тем временем заявил, что на саммите он намерен поднять вопрос вступления Турции в ЕС.

Смогут ли стороны договориться — об этом рассуждает доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.

Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИД России«Я думаю, что какие-то деньги Брюссель Анкаре даст. Думаю, что бюрократическая машина будет работать достаточно четко. То есть, будут даны, все-таки, те три миллиарда, которые были обещаны. А по итогам, если что-то из этого начнет получаться, будут выделены еще три. Другой вопрос, что ни у кого из договаривающихся сторон, по-моему, нет иллюзий. Турция не будет закрывать канал с беженцами. Потому что он показал свою эффективность в плане манипулирования Европой, возможности оказания нажима на ЕС. И сегодня, когда Эрдоган находится в очень сложной ситуации, от такого рычага ни за три миллиарда евро, ни за 20 миллиардов он, естественно, отказываться не будет. Поэтому все понимают, что этот разговор будет разговором ни о чем. Даже если балканский канал будет закрыт, он все равно будет функционировать, но в другом формате. Не согласен также с тем, что основной предмет торга — это вступление Турции в ЕС. Это было бы безумием. Или деньги, или вступление. Не для того депортируют мигрантов за пределы ЕС, чтобы потом одним махом принять их в свои объятия вместе с Турцией. Поэтому все понимают, что это взаимоисключающие вопросы».

Ранее сообщалось, что по итогам саммита ЕС-Турция будет закрыт так называемый «балканский маршрут», по которому мигранты с Ближнего Востока и из Северной Африки попадают через Турцию в Европу. Правда, не очень понятно, как быть при этом с Грецией, куда по морю ежедневно прибывают 2-3 тысячи беженцев. Как сообщили СМИ, ЕС потребует от Анкары сократить число мигрантов, прибывающих в Грецию до тысячи человек в день. Новости из Брюсселя комментирует политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовтполитолог, журналист«Саммит ЕС будет через неделю примерно. Они будут обсуждать тот же вопрос. Пока Евросоюз, честно говоря, не очень преуспел в решении проблемы беженцев. И я не думаю, что им удастся закрыть, как они выражаются, «балканский маршрут» на сей раз. Зато Турция успешно пока шантажирует ЕС, туда она, конечно, пока не вступит, но деньги какие-то может выторговать у них. Что касается Греции, то мигранты туда будут, по-прежнему, прибывать. И дальше они будут прорываться внутрь Европы. До тех пор, пока у европейцев не кончится терпение, и они не исключат Грецию из Шенгенского соглашения. Но тогда им придется выстраивать полномасштабные пограничные заграждения на греческой границе. Дорого обойдется, и к тому же это будет нехороший прецедент — исключение какой-либо страны из Шенгена и вообще из общеполитического пространства. Вступление Турции в ЕС — это предмет торга между Турцией и Евросоюзом в целом. В основном, между Турцией и Германией. Германия, может быть, и не против была бы принять Турцию в ЕС. Она в свое время приняла миллионы турецких гастарбайтеров у себя на земле. Они, кстати, вполне интегрировались в немецкое общество. Но боюсь, что остальные 27 стран не очень хотят видеть Турцию в ЕС. Во всяком случае, Франция не хочет и восточноевропейские страны многие не хотят. Это вопрос, который обсуждается уже не одно десятилетие. И он пока не нашел своего решения. Турки могут полностью перекрыть миграцию, полицейских сил Турции на это хватит. Причем, они не станут церемониться в средствах, в отличие от европейцев. Если удастся хотя бы снизить ежедневный приток беженцев, это уже будет большой успех. И европейцы скажут, что мы находимся на правильном пути и давайте двигаться дальше. Но окончательного решения этой проблемы нет. Оно может быть только тогда, когда на Ближнем Востоке установится мир, а до этого еще очень далеко. Цена, которую попросит Турция — это деньги, какие-то визовые послабления они ждут уже в этом году, между прочим. И это вполне реально. Им могут предоставить безвизовый въезд. Европейцы могут на это пойти в обмен на, действительно, существенное ограничение притока беженцев. Турки могут это сделать, сил турецкой жандармерии на это хватит. Вплоть до того, что они будут просто топить их. И договорятся со всеми контрабандистами вместе взятыми».

Немецкие СМИ сообщили, что канцлер Ангела Меркель и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер хотят изменить формулировку итогового заявления саммита. Речь идет о конкретной фразе: «Балканский маршрут закрыт». Ранее Меркель заявляла, что «нельзя допустить того, чтобы что-то там закрывалось». При этом канцлер отметила, что надеется на прогресс в переговорах с Турцией.