В Брюсселе сегодня открывается саммит ЕС-Турция по вопросам мигрантов. Если судить по статусу участников, это заседание на самом высоком уровне. Председателями саммита станут президент Европейского совета Дональд Туск совместно с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу. Однако среди европейцев нет единства. Так Австрия отказывается обсуждать тему квот для беженцев. При том, что она наряду с Германией приняла их больше всех в пропорции к собственному населению. Но именно Германии (и в первую очередь Ангеле Меркель) необходимо, чтобы результатом саммита стали конкретные результаты.

Всего за 2 месяца нового года в Европу, в основном из Турции, уже прибыло 130 тысяч беженцев. Очевидно, что по мере того, как море будет теплеть, этот поток будет расти. Несмотря на то, что дорога весьма рискованная. Опять же с начала года 410 человек считаются погибшими или без вести пропавшими. За 2015 год таких было 3 700 человек. Всего в ожидании решения о статусе на территории ЕС находится 1 миллион 250 тысяч человек. В Турции же, по разным оценкам, — от 2,5 до 3 миллионов беженцев. Для Европы главная задача — чтобы этот поток был не столь стихийным. В идеале — чтобы беженцы не приплывали по морю в надувных лодках, а прилетали на самолете, получив предварительно разрешение на въезд. Российский журналист в Нидерландах Егор Осипов работал с беженцами. Он считает, что такие идеи — абсолютная утопия. Работа с ними должна более систематически вестись внутри Евросоюза, а усиление контроля на границах — это не решение, полагает он.

Егор Осиповроссийский журналист в Нидерландах«Я был в Греции, там есть центр содержания людей. Я работал с беженцами в Нидерландах. Эти потоки нерегулируемые, турецкое правительство не сможет сделать ничего для того, чтобы сократить поток мигрантов. Я поддерживал тот план, который предлагался Еврокомиссией по распределению беженцев внутри Европы, которому противостояли, например, страны Прибалтики и которому противостоит Польша и вообще страны Восточной Европы в целом. Требования, которые в последний месяц выдвигает ЕС Греции в связи с необходимостью как-то отрегулировать потоки беженцев, на мой взгляд, совершенно не обоснованы. Греция оказывает наибольшую помощь всем беженцам, попадающим в Европу, и в ответ не получает практически ничего».

Решение, принятое еще в ноябре, гласило: Европа выделяет Турции 3 млрд евро, а та максимально эффективно контролирует свою границу с ЕС и обустраивает беженцев по возможности у себя. Турция теперь просит 5 млрд, но пока что ни денег, ни каких-то особо эффективных действий Турции не наблюдается. Выплаты еще в январе заблокировала Италия. Некоторые европейские страны недовольны не только перспективой приема беженцев, но и идеей выделения средств. Со свойственной ему простотой эти настроения выразил неделю назад президент Чехии Милош Земан. Президент Турции Реджеп Эрдоган хочет выманить у Евросоюза как можно больше денег, прикрываясь обещаниями решить миграционный кризис.

И досталось Германии даже со стороны ее главного союзника в ЕС — Франции. В середине февраля французский премьер-министр Манюэль Вальс обрушился с критикой на Ангелу Меркель за миграционную политику «открытых дверей, которую проводит Германия». «Мы не в состоянии принимать всех, кто просит об убежище, говоря «приезжайте все», мы рискуем разрушить и само понятие убежища и основу того, что является Европой», — сказал Вальс. При этом следует отметить, что Франция приняла на своей территории приблизительно в 25 раз меньше беженцев, чем Германия. С тех пор риторика французских политиков несколько смягчилась, но все равно главный удар в этой истории принимает на себя Ангела Меркель.

Владислав Беловруководитель Центра германских исследований Института Европы«Пару дней назад она уже была в Турции, встречалась с высшим руководством, с точки зрения возможности максимально большого количества беженцев, которых можно разместить на территории Турции. Соответственно вопрос цены: сколько миллиардов ЕС, включая Германию, готов будет предоставить турецкой стороне для размещения беженцев на их территории. Второй вопрос — свобода прессы. Здесь Меркель будет вынуждена осуждать Турцию. Это как раз не то время, когда это надо было бы делать».

Речь идет о силовом захвате турецкой полицией редакции оппозиционной газеты Zaman, которая произошла в субботу. Председатель Европарламента Мартин Шульц уже заявил, что эта тема будет включена в повестку саммита. Никуда не денешься, вопрос этот для Европы, безусловно, принципиальный. И столь же безусловно, что все это сейчас как нельзя некстати для Меркель, которой накануне региональных выборов, намеченных на следующее воскресенье, нужно кровь из носу привезти из Брюсселя конкретные результаты. Поэтому вовсе не исключено, что выбирая время для захвата редакции, турецкие власти учли и это.