Реджеп Эрдоган борется против «Времени»
Конфликт турецких властей с прессой продолжается. На этот раз нападки ведутся в отношении газеты Zaman («Время»). Издание связано со сторонниками Гюлена, считающимся в Турции непререкаемым моральным и религиозным авторитетом
Читать на полной версииТурецкая полиция захватила редакцию оппозиционной газеты Zaman, название которой переводится на русский как «Время», и при помощи водометов и слезоточивого газа она разогнала несколько сот демонстрантов, протестовавших против этого. С чем связана борьба турецких властей против прессы?
Это уже не первый конфликт властей с прессой в Турции. Незадолго до парламентских выборов в начале ноября полиция с применением водометов захватила здание медиа-группы Koza İpek. Редакция газеты Bugun («Сегодня»), которую она издавала, была очищена от журналистов, а на их место набрали совсем новых сотрудников, которые стали выпускать под тем же названием вполне проправительственную газету. Причина — как и в этот раз — то, что СМИ связаны с так называемыми гюленистами. Проживающий с 1999 года в США писатель и проповедник Фейтуллах Гюлен считается среди значительной части населения Турции непререкаемым моральным и религиозным авторитетом. Несмотря на свой консерватизм, он достаточно прогрессивен в том, что касается прав человека, прав женщины и таких либеральных вопросов как свобода прессы, и с некоторых пор стал восприниматься Эрдоганом как безусловный враг.
Тогрул Исмаилтурецкий политолог«Этот процесс длится уже 2 года. Раньше они были вместе. В партии справедливости и развития очень многие были сподвижниками Фейтуллаха Гюлена. Потом началась внутриполитическая борьба. Эрдоган и его сторонники начали обвинять Гюлена в создании параллельных структур во власти и подозревать в измене правительству, перевороте и так далее. Если учитывать, что во власти Эрдоган и его команда — тоже исламисты, то среди исламистов идет такая внутриполитическая борьба. Газета Zaman в последние годы открыто враждебно пишет статьи, которые унижают Эрдогана и его окружение».
Zaman, тираж которой составляет 650 тысяч экземпляров, действительно была связана со сторонниками Гюлена. Но это ничего не меняет, по сути, и это не единичные примеры нападок на прессу. Несколько месяцев в тюрьме провели главный редактор газеты Cumhuriyet Джан Дюндар и журналист Эрдем Гюль. В их случае также не обошлось без разговоров о возможной причастности гюленистов к разоблачениям, которые они печатали. Что совсем нелепо, так как Cumhuriyet («Республика») — подчеркнуто светская газета, сочувствующая, скорее всего, социал-демократической прозападной «Народной партии». Дюндара и Гюля обвиняли в государственной измене и шпионаже. Но в ночь на 26 февраля по решению Конституционного суда страны они были освобождены. И вот уже со стороны власти начинается критика Конституционного суда.
Евросоюз и США расценили полицейский рейд в редакции Zaman как наступление на свободу слова и прессы. Это плохой сигнал для Эрдогана и его окружения, считает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.
Со своей стороны Эрдоган не оставляет замысла поменять Конституцию страны и стать всевластным президентом. По существующей информации, для этого он даже готов инициировать роспуск меджлиса и провести новые — третьи за короткий период — выборы, ну и, конечно, продолжать завинчивать гайки и в том, что касается независимой прессы, и в том, что касается судебной власти. И его западных союзников это, мягко говоря, не радует.
Конечно, о введении санкций речь пока не идет. Но отношения начитают портиться. Влиятельная международная НКО «Репортеры без границ» назвала Эрдогана «деспотом», что достаточно неожиданно для организации, имеющей заметный вес и обычно тщательно взвешивающей свои слова. А председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что захват редакции Zaman будет включен в повестку саммита ЕС-Турция, который открывается в понедельник в Брюсселе.
Политика Эрдогана последних 2-3 лет начинает сказываться и на экономике. По данным Bloomberg, которое ссылается на Bank of America, Merrill Lynch и Commerzbank, начала ухудшаться ситуация в банковском секторе Турции. Доля невозвратных кредитов в стране выросла до максимального значения за последние пять лет. Причины — девальвация турецкой лиры, российские санкции и снижение доходов от туризма.
Генсек Совета Европы Ягланд назвал серьезными события, произошедшие перед штаб-квартирой газеты Zaman, и напомнил Анкаре, что «Турция является одной из основных стран Совета Европы», и указал на необходимость исполнения Европейской конвенции по правам человека, «которая должна соблюдаться». «Я призываю турецкие власти соблюдать свои правовые обязательства по защите свободы средств массовой информации», — сказал генсек Совета Европы.