Няню-убийцу обследуют наркологи и психиатры
Гюльчехре Бобокуловой предъявили официальное обвинение в убийстве малолетнего. Однако подлежит ли она уголовной ответственности, решат врачи. Обвиняемой назначили нарколого-психолого-психиатрическую экспертизу
Читать на полной версииГлавное следственное управление Следственного комитета России по Москве предъявило официальное обвинение уроженке Узбекистана Гюльчехре Бобокуловой, жестоко расправившейся с четырехлетней девочкой, за которой она присматривала. Ей вменяется убийство малолетнего (п. «в», ч. 2 ст. 105 УК РФ). По этой статье женщине грозит от 8 до 20 лет заключения. Впрочем, если медики признают ее невменяемой, фигурантка не сядет в тюрьму, а будет направлена судом на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Выводы о состоянии здоровья обвиняемой сделают специалисты института им. В. П. Сербского, где женщина пройдет экспертизу. Предположения некоторых СМИ о том, что Гюльчехре Бобокуловой предъявят в пятницу обвинения сразу по трем статьям УК («Убийство малолетнего», «Умышленное уничтожение имущества путем поджога» и «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» — п. «в», ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 и ст. 207 УК РФ) не оправдались. Следствие решило не забегать вперед и инкриминировало пока только один пункт обвинения.
Как сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин, Гюльчехре Бобокуловой предъявлено обвинение в убийстве малолетнего (п «в», ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Впрочем, другие статьи УК женщине могут вменить и позже. Как отмечает адвокат Владимир Левин, обвинение в новой редакции следователи имеют право предъявить на любой стадии. «То, что женщина сожгла квартиру и угрожала себя взорвать, заявляя, что она террористка, вряд ли будет оставлено без внимания», — полагает юрист.
По словам Владимира Маркина, в рамках расследования была назначена комплексная стационарная нарколого-психолого-психиатрическая экспертиза, в ходе которой будет установлено психическое состояние обвиняемой. Адвокат Бобокуловой Анастасия Жилкина заявила Business FM, что не будет давать комментарии прессе.
Эксперт-психиатр Михаил Виноградов рассказал, что экспертиза, которую предстоит пройти няне-убийце, будет проводиться в институте им В.П. Сербского. Такое обследование занимает 35 суток.
«В экспертизе задействуют специалистов разных профилей: обследование проводится урологами, гинекологами, наркологами, психологами, психотерапевтами и психиатрами. Оно проводится очень тщательно и внимательно с применением психологических тестов, разных дополнительных методик. Их много. При этом за человеком ведется постоянное наблюдение, которое фиксируется в дневниках не только экспертами-врачами, но и персоналом: медсестрами, нянечками и конвоем. Все они пишут свои впечатления о том, как человек держится, как говорит, как себя ведет — одинаково или нет, какие особенности проявляет».
Также врачи проверят Бобокулову на предмет употребления наркотиков, чтобы выяснить принимала ли она какие-то психотропные препараты и, если да, то почему.
То, что во время ареста задержанная не выглядела подавленной и адекватно отвечала на вопросы журналистов, еще не является показателем вменяемости, отмечает эксперт. «То, что она бодро вела себя, махала всем ручкой, — это не показатель, в каком состоянии она совершила убийство. Мое первое и главное впечатление, что она больна, нездорова, — сказал Михаил Виноградов. — А все остальное — степень, характер заболевания, употребление наркотиков или чего-то еще, все это требует очень тщательного анализа».
Трагедия, которая вызвала шок у москвичей, произошла утром 29 февраля на улице Народного Ополчения в Москве. 38-летняя Гюльчехра Бобокулова, работавшая няней 4-летней девочки в семье, приехавшей в столицу из Орловской области, убила воспитанницу. Она отрезала ребенку голову, подожгла квартиру и отправилась к метро. С собой она забрала голову воспитанницы, которой принялась размахивать и кричать «Аллах акбар!».
Полицейским няня заявила, то она террористка и что взорвет себя, если к ней приблизятся. После задержания женщина не отрицала, что совершила убийство. На видеозаписи, которая накануне появилась в Сети, Бобокулова заявляет, что с помощью убийства она якобы хотела «отомстить» за бомбардировки властями находящегося в Сирии и запрещенного в России «Исламского государства». 2 марта во время ареста в Пресненском суде Москвы женщина сказала, что убить девочку ей «приказал Аллах».
Следователи сомневаются в ее вменяемости. Шансов, что Бобокулова будет признана нормальной и сядет на скамью подсудимых, меньше с каждым днем.
На родине обвиняемой, в самаркандском областном психоневрологическом диспансере Узбекистана подтвердили, что с 2003 года женщина состояла на учете с диагнозом «шизофрения». У нее трое детей, младшему из которых 16 лет, и она в разводе. Ее отец Бахретдин Тураев рассказал «Газете.Ru», что его дочь клали в больницу. «Она слова какие-то странные говорить стала, голоса ей мерещились, слушаться перестала, агрессия появилась какая-то», — поведал Тураев. Он добавил, что, «если ее не обижают и не кричат на нее», его дочь «очень тихая обычно».
Между тем, следователи предполагают, что Бобокулова могла подвергнуться идеологической обработке. Во время ареста няни-убийцы следователь Людмила Лаптева сообщила, что на свободе находятся подстрекатели преступления. По данным РИА «Новости», им мог быть сожитель Бобокуловой — гражданин Таджикистана, который увлек ее ваххабитскими идеями. На вопросы неизвестного собеседника, который расспрашивает Бобокулову на видеозаписи, женщина отвечает, что хотела бы жить в «мусульманском городе», где «лицо у женщин закрыто».
Тем временем, правоохранительные органы Узбекистана задержали старшего 19-летнего сына няни-убийцы Рахматилло. По словам источника «Интерфакса», «с него снимаются показания, связанные с пребыванием матери и его самого в России и их контактов».