Рынок украденных произведений выводят на чистую воду
Страсти разгораются на рынке проверки чистоты арт-произведений. Два игрока — Art Loss Register и Art Loss борются за сферы влияния. Бороться есть за что — кассовый приход за год на арт-рынке по самым скромным оценкам составляет не менее 8 млн фунтов
Читать на полной версииБазы краденого, которые приносят доход. Борьба за право вести коммерческую базу данных украденных произведений мирового искусства становится ничуть не менее интригующей и сложной, чем некоторые из связанных с ней преступлений. Как строится этот бизнес, и что стоит на кону?
Мысль о том, что данные о похищенных произведениях искусства следует свести в единую картотеку, возникла давно. В 1947 году ЮНЕСКО совместно с Интерполом начала такую базу создавать. В 1995 году она была оцифрована, а 2009 году доступ к ней, правда, по предварительному запросу, предоставили всем желающим. В этой базе хранится досье на 34 тысячи произведений искусства. Для сравнения, в частной Art Loss Register (АLR) файлов в 15 раз больше — около 500 тысяч. Неудивительно, что именно ей пользуется подавляющее число специалистов. Но почивать на лаврах вечно не удается. The Art Newspaper Russia в свежем мартовском выпуске пишет о страстях, разгоревшихся на рынке проверки чистоты произведений. Не так давно у Art Loss появилась конкурирующая фирма — Art Recovery Group, которую основал выходец из Art Loss Крис Маринелло. Его мотивировка понятна — без проверки ни одно значимое произведение на рынок не попадает.
Ирина Степановадиректор по работе с клиентами Sotheby's в России и СНГ«Без проверки через Art Loss мы не принимаем работы на аукцион. Art Loss дает гарантии достоверности своей информации. В случае какого-то диспута в отношении какой-то вещи мы ссылаемся на Art Loss, и они несут ответственность, которая гарантирует нам подлинность предоставленной информации, на основании которой мы принимаем очень серьезные бизнес-решения. Мы даем гарантии 5-летние на все произведения. Мы тоже хотим гарантий, хотим удостовериться, что мы принимаем вещи чистые, без криминального прошлого, за которым не тянется никакой след, никаких тяжб и так далее. Это колоссальный бизнес, приносящий прибыль».
Годичный абонемент на Art Loss Register стоит 500 фунтов. Но он позволяет провести не больше 25 поисков, то есть по 20 фунтов за поиск. Отдельный же поиск стоит в 3 раза дороже — 60 фунтов. Art Loss Register заявляет, что проводит в год 400 000 проверок. Учитывая количество аукционов, идущих по всему миру ежедневно, в каждом из которых — в среднем 200 -300 лотов, — вполне достоверная цифра. То есть самый минимальный кассовый приход АLR — 8 млн фунтов в год. Есть за что бороться. Art Loss в бешенстве на Маринелло. Она подала в Высокий суд Великобритании гражданский иск, пишет The Art Newspaper Russia. В иске Маринелло обвиняется в «незаконном учреждении» Art Recovery, нарушении контракта, несоблюдении конфиденциальности и «посягательстве на базу данных». Впрочем, прямых доказательств хищения данных, очевидно, нет, иначе иск был бы не гражданским, а уголовным.
Со своей стороны, Крис Маринелло пожаловался на Art Loss в антимонопольное ведомство. Art Loss эти обвинения в монополизме отрицает. Она говорит, что ее постоянные клиенты — лишь около 90 аукционных домов, в то время как во всем мире их насчитывается больше 800. Впрочем, делая такие утверждения, директор по реституции ALR Джеймс Рэтклифф несколько противоречит сам себе, так как одновременно он утверждает, что «существование нескольких баз данных противоречит интересам арт-рынка и породит хаос», а базу своей фирмы он сравнивает с кадастровыми записями правительства ее Величества.