Чужой среди своих: усыновители иногородних детей лишились московских льгот
Документ, устанавливающий такие нормы, вступил в силу в начале 2016 года. Благотворительные организации считают, что мера противоречит Конституции РФ и нарушает право на свободу передвижения внутри страны. На проблему обратила внимание Общественная палата и попросила прокуратуру вмешаться
Читать на полной версииМосковская прописка теперь имеет значение и для сирот. Столица снова подтвердила статус государства в государстве: с января действует постановление правительства Москвы, согласно которому приемным семьям, взявшим детей из других регионов, не будет выплачиваться вознаграждение за труд приемного родителя — в быту усыновители называют его «родительской зарплатой». Мамы и папы иногородних приемных детей лишаются также московских выплат на их содержание. Остается только общероссийская «социалка».
Это прямое нарушение норм конституции и Семейного кодекса, говорит юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Ольга Будаева:
Ольга Будаеваюрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»«И по семейному кодексу, и по 159-му закону в обязательном порядке деньги на содержание должны выплачиваться. Семьям, которые взяли детей из регионов, деньги на содержание выплачиваться не будут. Кроме того, приехавшие сюда семьи с приемными детьми, которые будут проживать здесь по месту пребывания, а не регистрироваться по месту жительства, также подпадают под это постановление города Москвы. Однозначно нарушена статья 19 Конституции РФ, и сейчас мы готовим запрос к вице-премьеру Ольге Голодец по поводу того, что постановление абсолютно неконституционно и нарушает равенство детей-сирот и приемных родителей, касающееся места жительства».
С такими семьями органы опеки Москвы теперь просто не заключают договор о приемной семье. Этот статус и означает получение столичных выплат и льгот, которые значительно выше, чем в других городах.
До сих пор таких ограничений не было — для получения выплат было достаточно временной регистрации. Но власти забеспокоились из-за наплыва приезжих приемных семей, объясняет мотивы мэрии мама шестерых детей Елена Фортуна:
Елена Фортунамногодетная мать«У моего ребенка, привезенного из региона почти три года назад, какое-то время не было регистрации вообще никакой. Сейчас мы зарегистрировали. Мы получаем на нее пособие, зарплату, но при этом она все равно никаких льгот не получает. Она инвалид, не получает социальную карту москвича, но Москва всегда славилась тем, что упиралось все в прописку. Дело в том, что в прошлом году в Москву переехало достаточно много приемных семей с большим количеством детей, потому что в Москве хорошие выплаты. Раньше постоянная регистрация не нужна была даже родителям, достаточно было временной. Человек мог приехать с десятью детьми, снять жилье и спокойно все московские выплаты получать. Удар по бюджету хороший. Поэтому власти быстренько сориентировались, что на этом можно сэкономить, и запретили это дело. Но есть еще такой аспект, что, конечно, Москве интересней платить деньги на своих, московских детей, пристраивать их в семьи для уменьшения количества детей в детдомах города Москвы».
Действительно, свои интересы по улучшению статистики мэрия обозначила еще в конце прошлого года, отчитавшись о том, что количество сирот в Москве, взятых в приемные семьи, увеличилось на 42% за пять лет — их уже более 18 тысяч. В московских интернатах сейчас находятся почти 2,5 тысячи детей — на 2 тысячи меньше, чем в 2010 году. Власти как раз тогда объявили об увеличении выплат приемным семьям столицы, несмотря на кризис. Правда, о том, что это коснется далеко не всех семей, умолчали.
Благотворительные организации, помогающие сиротам, обращают внимание на то, что у брошенных детей часто вообще нет никакой прописки и регистрации, просто потому что их некому было прописывать, и со стороны муниципальных властей некорректно строить препятствия, когда такой человек регистрирует ребенка в Москве. Общественная палата попросила генпрокурора Чайку проверить факты препятствования властей Москвы и Санкт-Петербурга в передаче иногородних детей-сирот под опеку в семьи.