Президент в минувшую пятницу обратился к ФСБ с призывом не допускать иностранного влияния на ход предвыборных процессов. Портал BFM.ru провел опрос, какие внутриполитические силы могут представлять угрозу для партии власти на предстоящих выборах в Госдуму. Меньше всех набрали варианты «Несистемная национал-патриотическая оппозиция» — 8% и «Системная оппозиция, то есть КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия» — 16%. Неожиданно много респондентов выбрали вариант «Несистемная прозападная оппозиция» — таких оказалось больше трети — 35%. Большинство участников опроса считают, что позиции партии власти крепки, так что угрозы ей нет в принципе. Этот вариант набрал 41% голосов. Действительно ли Единой России нечего опасаться на предстоящих выборах? Комментарий политолога, журналиста Георгия Бовта.

За полгода до парламентских выборов в России непонятно, ни кто может составить реальную конкуренцию партии власти, ни даже по каким вопросам этой партии придется держать особенно жесткую оборону. Она выглядит неуязвимой и уверенной в победе.

В условиях экономического кризиса и падения уровня жизни трудно представить аналогичную картину в иной стране, но мы всегда идем особым путем. В трудные времена население скорее сплачивается вокруг власти. Ибо только на нее и надежда.

Нынешние выборы отличаются еще и тем, что внешняя повестка прочно заменила внутреннюю. В информационном поле чаще встретишь сюжеты про расклады вокруг Украины, а теперь Сирии, нежели скучные разборки на тему, что там происходит с пенсионными накоплениями или каков дефицит бюджетов по регионам.

Президент накануне напомнил об этой «внешнеполитической составляющей» на коллегии ФСБ, призвав не допустить иностранного влияния на наши выборы. Большинство населения как раз верит, что враждебный Запад может строить козни и не только мечтает о «Майдане по-русски», но и подспудно готовит его. Это максимально сокращает возможности на успех любой оппозиции, хотя бы только ассоциирующейся с прозападными позициями. Ей будет трудно отмазаться от обвинений в том, что она — «пятая колонна», а попытки сыграть хотя бы даже на нюансах позиции, скажем, по Крыму, так и просто обрекают ее на полный разгром. В позиции «Крым – наш» массовый избиратель не потерпит никаких нюансов и полутонов.

Доминирование внешней повестки над внутренней в свете реальных и мнимых угроз со стороны Запада играет против всякой оппозиции вообще. В том числе, левой. Уходящая Дума запомнилась небывалым ранее сплочением главной партии и так называемых системных оппозиционеров. Сильно напоминает советский «нерушимый блок коммунистов и беспартийных».

«Системным оппозиционерам» даже давали проводить свои законопроекты. Но по всем ключевым вопросам главной, внешней повестки они проявляли такую солидарность с властями, из-за которой теперь, накануне предвыборной кампании их оппозиционность стала практически неразличима. Даже если те же коммунисты спохватятся и попытаются выдвинуть повестку с резкой критикой власти по вопросам социально-экономической политики в условиях кризиса, то это будет выглядеть, во-первых, фальшиво, во-вторых как «вредительство в тылу» и удар в спину.

Нет прежней «антирежимной» резвости и у ЛДПР, многие ее антизападные лозунги стали официальным мейнстримом. Эсэры, избавившись от ряда ярких оппозиционеров в своих рядах, стали практически неотличимы от главной думской партии.

Яркости можно ожидать от кандидатов-одномандатников и малых недумских партий. Могут появиться интересные фигуры. Но все же большинство таких фигур пойдут под зонтиком Общероссийского народного фронта, а в Думе формально или неформально затем присоединятся к фракции «Единой России». Она может даже увеличить свое представительство. Пока предвыборный процесс выглядит контролируемым и не несущим реальных угроз правящей партии.