Самые неудачные автомобили современной России
Российский автопром принято ругать, однако, наши компании все же, как могли, но пытались создать конкуренцию зарубежным автопроизводителям. Появлялись новые, интересные модели, в новых нишах и классах. Однако большинство оказывались провальными…
Читать на полной версииВ 90-е российские автопроизводители работали на количество. Рынок открыли, в страну пошли подержанные иномарки, очереди исчезли, надо было обеспечивать резко выросший спрос. Хотите черную «Волгу» — без проблем, новое время — все можно. «Жигули», пожалуйста. Какого цвета желаете, комплектации? Качество, которое, в принципе, и раньше хромало, скатилось на самый низкий уровень. У потребителей стали появляться претензии, а тут стали появляться и дилеры зарубежных компаний, которые уже официально стали завозить к нам новые иномарки.
Российским автопроизводителям необходимо было обновлять модельную гамму, модернизации были и раньше, но не существенные. Рынок же требовал чего-то абсолютно нового. Некоторые пошли на смелые шаги, пытаясь создать действительно свежие модели, кто-то пытался занять свободные ниши, кто-то вспоминал разработки еще советских времен и возрождал их, приспосабливая к современным реалиям. Но большинство проектов оказались провальными.
Так, например, столичный завод «Москвич» боролся за жизнь до 2001 года, когда конвейер предприятия был остановлен. Когда-то один из известнейших в мире советских автомобилей, в частности, за счет успешных выступлений в ралли, выпускал вполне приличные и относительно современные автомобили, например, «Москвич 2141». Однако в последние годы предприятие, кажется, было в агонии. Столичные власти хотели поддержать завод и требовали новых моделей. Одна из таких — «Москвич Иван Калита». Этот седан бизнес-класса создавался как раз как машина для чиновников. От «Волги» госслужащие стали уже уставать.
«Москвич Иван Калита» предлагался как с передним, так и с полным приводом, а в движение автомобиль приводил один из двух двигателей компании Renault на 113 либо на 140 лошадиных сил.
Однако внешний вид модели оставлял желать лучшего. По сути, это растянутая версия еще одной неудачной модели «Москвича» — «Князь Владимир». Но с иным передним и задним оформлением. Но главное — цена. Машина получилась почти в десять раз дороже «Святогора (модификация модели 2141). Московское правительство приобрело небольшую партию этих автомобилей, но на рынке желающих приобрести «Москвич» по цене хорошей иномарки не нашлось. В результате «Иван Калита» стал, по сути, последней моделью, которую штучно выпускал завод «Москвич».
Если не считать еще одной неудачной модели «Москвича» — купе «Дуэт» и «Дуэт-2» — такие же страшные и такие же ненужные на рынке — агония закончилась закрытием завода.
На следующей странице — новая «баржа» или «барсук металлист».
«Волга» ГАЗ-3111
Горьковский автомобильный завод, в принципе, был доволен продажами «Газели». Доступный грузовичок был крайне востребован на развивающемся рынке России. Пользовались спросом и «Волги», которые стали как никогда доступными. Однако бизнес-седаны покупали уже не ради престижа, а просто как недорогое средство передвижения. Требовалась новая модель. К 1998 году ГАЗ представил новую «Волгу» ГАЗ-3111. В первую очередь она отличалась оригинальным, современным и, главное, не сворованным дизайном. В новой модели нижегородские дизайнеры пытались передать нотки легендарной 21-й «Волги», и им в целом это удалось. Хотя многим смелые решения не пришлись по душе. Например, один из известных журналистов сравнивал новую «Волгу» с «барсуком металлистом» за округлые формы и обилие хрома.
Однако проблема была не в дизайне. Несмотря на большое количество усовершенствований, в передней подвеске, тормозной системе, силовых агрегатах, ГАЗ-3111 получил архаичную рессорную заднюю подвеску. Да и качество по-прежнему хромало. А цена была уже как на неплохие иномарки — от 16 до 30 тысяч долларов. Такой разброс объясняется различными модификациями. На 3111 ставили и новые российские моторы мощностью в 155 лошадиных сил, и двигатели Toyota с автоматическими коробками передач отдачей за 200 «лошадок».
Но платить такие деньги, пусть и за оригинальную, но все же «Волгу» желающих нашлось немного. К тому же сказался кризис, ГАЗу в этом плане вообще не везет, в результате, по разным оценкам, в Нижнем Новгороде с 1998 по 2004 годы было выпущено всего 500-900 новых «Волг» ГАЗ-3111.
О неудачной попытке войти в класс минивэнов — на следующей странице.
«Лада Надежда»
Первый блин комом. «АвтоВАЗ» подтвердил эту пословицу своим творением — первым минивэном в российском автомобилестроении — ВАЗ-2120 или «Лада Надежда». Машина была разработана на удлиненной платформе внедорожника «Нива». Она была, разумеется, полноприводной. Автомобиль должен был занять, по сути, свободную нишу на российском рынке. Однако популярностью модель так и не стала пользоваться, хотя выпускалась 8 лет. Всего за это период было выпущено 8 тысяч автомобилей. Учитывая общий объем продаж моделей «Лада», это ничтожная цифра. Низкий спрос обуславливался низким качеством сборки, соотношением цена/качества и, конечно же, дизайном.
Но если после рестайлинга (фото сверху) «Лада Надежда» была похожа на относительно современный автомобиль, то первая версия (фото ниже) получилась откровенно уродливой. Собственно, она попала в наш рейтинг самых страшных машины XXI. Познакомиться с ним можно по ссылке.
На следующей странице — одна из самых современных разработок российского автопрома, но также провальная.
Tagaz Vega
В конце 90-х годов в Таганроге построили новый автомобильный завод «ТагАЗ» по лицензии и технологии южнокорейской Daewoo Motors. Строительство же полностью финансировалось за счет компании «Донинвест». На предприятии начали выпускать модель Deawoo под собственным брендом, позже наладили сборку Hyundai и Citroen. Но амбиции у руководства были более серьезные. Предприятие имело сильное конструкторское бюро, инженеров, дизайнеров.
В результате в 2009 году «ТагАЗ» представил модель собственной разработки — Vega (С-100). Машина получилась вполне удачной, современной и не уступала аналогам из Кореи. Правда, вот и общего, в частности, с моделью Chevrolet Lacetti (ранее Daewoo Nubira) у нее было слишком много. Кнопочки, рукоятки, другие элементы интерьера. Ну и главное — двигатель. Несмотря на надпись «ТагАЗ» на крышке, мотор практически в точности повторял «Шевролетовский» 1.6. В российской компании уверяли, что модель оригинальная и разрабатывалась на предприятии TagAZ Korea.
Однако спустя несколько месяцев после запуска серийного производства корейское подразделение концерна General Motors подало в суд на TagAZ Korea. Согласно обвинениям, уволившийся из GM Daewoo сотрудник похитил техническую документацию на Chevrolet Lacetti. После этого краденая информация попала в руки «ТагАЗа» и использовалась при создании автомобиля Tagaz Vega. Сеульский суд вынес решение в пользу GM Daewoo и запретил «ТагАЗу» выпускать седан гольф-класса. В Таганроге от обвинений открещивались, но производство прекратили.