Госдума решила судьбу бензиновых акцизов
С 1 апреля акцизы на бензин и дизтопливо повысятся — второй раз в 2016 году. Что эта мера принесет казне и как отразится на экономике в целом?
Читать на полной версииГосдума утвердила повышение с 1 апреля акцизов на бензин и дизтопливо. Это будет второе повышение в этом году. Эксперты прогнозируют ощутимый рост цен на топливо. Повысить акцизы с целью наполнения бюджета предложил Минфин.
Похоже, что рассмотрение закона о повышении акцизов — формальность. Бюджетный комитет парламента уже рекомендовал депутатам принять закон. Ставка акциза, например, на автомобильный бензин увеличится на два рубля в расчете на литр. Инициатива Минфина принесет в казну примерно 90 млрд рублей в год. Для сравнения — это меньше процента от всех доходов федерального бюджета. И куда меньше тех средств, которых не хватает правительству.
Суммы постоянно называются разные, но в любом случае это сотни миллиардов. Но если перед цифрой в 90 млрд поставят плюс, то минус придется на повышение топливных цен. Стоит ли игра свеч — мнение завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова.
Владимир Климановзавкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС«Доходы, которые придут в бюджеты, будут не столько существенные, сколь это может вызвать дополнительную нагрузку. Во-первых, на потребителей, на тех, кто пользуется автомобилями, и, в конечном счете, на потребителей той продукции, которая автомобильным транспортом перевозится. Ожидаемые позитивные эффекты могут быть сильно приуменьшены теми иногда эмоциональными реакциями негативного характера».
В правительстве звучат оптимистичные заявления — бензин подорожает, но не слишком, на 5%. Потому что нефть падает. Кстати, она драматично падала в прошлом году, а топливо все равно росло в цене. За 2015 — примерно на 5%. Заметим, что акциз тогда тоже повышали. Но один, а не два раза, как в этом году. Подорожание на 10% — кажется, этот прогноз Минэнерго ближе к реальности.
Известно, что в структуре цены российского бензина существенное место занимает налог. По этой причине для нашей страны падение нефти особенно болезненно. Идут вниз доходы, поэтому власти повышают сборы, поэтому дорожает топливо и растет инфляция. Повышение акцизов, естественно, коснется и дальнобойщиков. Хотя ставка на дизельное топливо вырастет лишь на рубль. О последствиях говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Евгений Аркушапрезидент Российского топливного союза«Поднимется цена перевозки, включат в стоимость перевозки, скорее всего. Вырастут цены, это подстегнет, в свою очередь, инфляцию. К сожалению, стандартная ситуация, но мы это проходим из года в год. У нас растет налоговая нагрузка, она приводит к росту товаров и услуг. Главное чтобы не было: а) резких скачков б) чтобы рост цен не превышал уровень инфляции».
Что касается дальнобойщиков, то тут сыграет совокупность инициатив. Ввели «Платон», но не стали отменять транспортный налог. Да еще и повысили акциз. В «Лукойле» уже заявили, что литр бензина в России подорожает на два рубля. В антимонопольной службе, которая против повышения акцизов, выступили с похожим прогнозом.
Дальнейшее хорошо предугадывается. Власти с помощью регуляторов прикажут топливным ценам не расти. Точнее, не ценам, а вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Какое-то время стоимость бензина сохранится на прежнем уровне. Когда страсти по акцизам улягутся, цены пойдут вверх. И даже попытка Минфина проявить оптимизм прозвучала как-то неуверенно. «Автолюбители не должны почувствовать», — недавно говорил Антон Силуанов.