Одна за всех. Экс-глава «Премьер Эстейт» села на 5 лет за хищение 12,5 млрд
Мещанский суд Москвы 25 февраля вынес приговор по громкому делу о хищении из Банка Москвы денег, выделенных в виде кредита малоизвестной фирме ЗАО «Премьер Эстейт» и впоследствии оказавшихся на счетах Елены Батуриной и ее деловых партнеров
Читать на полной версииБывший гендиректор коммерческой организации Светлана Тимонина получила 5 лет колонии и была взята под стражу в зале суда. Ее признали виновной в пособничестве в растрате в особо крупном размере (ч.5 ст. 33, ч.4 ст. 160 УК РФ).
Для того, чтобы озвучить приговор, судье Елене Гудошниковой потребовалось два дня. Она начала утром во вторник и завершила в четверг в первой половине дня. Подсудимая, с которой случилась истерика, когда в прениях прокурор запросила для нее 7 лет лишения свободы, держала себя в руках. Светлана Тимонина выглядела спокойной, делала записи и даже пыталась шутить.
Меньше на 160 миллионов
Заявление фигурантки о невиновности судья сочла «попыткой избежать уголовной ответственности». Елена Гудошникова согласилась с мнением прокурора Веры Пашковской и уменьшила на 162 миллиона сумму причиненного по делу ущерба — с 12 млрд 760 млн рублей до 12 млрд 598 млн рублей. Именно столько, по мнению, обвинения, получила в виде кредита в 2009 году малоизвестная фирма «Премьер Эстейт», с помощью которой была реализована преступная схема по выводу из банка денег. Ее автором стал, согласно выводам суда, бежавший впоследствии в Великобританию президент Банка Москвы Андрей Бородин. Он привлек к воплощению своего плана старшего вице-президента Дмитрия Акулинина, а также своего советника, главу ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Бориса Шемякина (они тоже скрылись в Англии, получив политическое убежище).
В 2008 году Бородин инициировал дополнительную эмиссию акций банка. Ценные бумаги выкупило правительство Москвы, заплатив за них 15 млрд рублей. Большая часть из них в 2009 году поступила на счет компании «Премьер Эстейт», которую возглавила Светлана Тимонина. Суд пришел к выводу, согласно которому это был «заведомо невозвратный кредит». Фирму с уставным капиталом 10 тысяч рублей создали специально за два месяца до того как ей открыли кредитную линию в 12 млрд 760 млн рублей. Средства были выданы под залог 58 га земли в столичном районе «Очаково-Матвеевское». Там компания «Интеко», которую возглавляла жена мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина, собиралась построить элитный жилой комплекс «Сетунь-Хиллс». Кредитные средства перекочевали на личные счета Елены Батуриной и двух вице-президентов ее строительной компании Олега Солощанского и Константина Эделя. Однако проект по строительству жилых домов свернули, а миллиардный кредит Банк Москвы обратно так и не получил. Сама Елена Батурина осталась в деле свидетелем. Уже несколько лет она проживает в Великобритании.
По мнению прокуратуры, Светлана Тимонина, которая была не только гендиректором ЗАО «Премьер Эстейт», но и заместителем Бориса Шемякина в ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент», была в курсе готовившейся аферы.
«Откровения» для подсудимой
Фигурантка дела в ходе процесса, который длился пять месяцев, утверждала, что сделка была законной. По мнению Тимониной, никакого ущерба банку причинено не было: к нему в собственность перешла земля, стоимость которой в два раза превышала взятый кредит и составляла свыше 30 млрд рублей. «Для меня стало диким откровением, что получение обычного кредита, в результате которого продавцы получили деньги, а банк стал собственником имущества, было признано преступным», — сказал Тимонина в последнем слове, отметив, что проект застройки земли жилыми домами рухнул из-за того, что было возбуждено уголовное дело. Она посетовала, что не сможет освободиться условно-досрочно, если суд удовлетворит предъявленные к ней гражданские иски.
Иски к подсудимой предъявили потерпевшие — Банк Москвы и ВТБ, с которым у последнего намечено слияние на май этого года. Первый просил взыскать с фигурантки более 15,6 млрд рублей (в эту сумму вошел весь кредит и проценты и пени по нему), второй — 12,7 млрд рублей. Фактически потерпевшие продублировали требование друг друга.
Однако суд передал иски на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. Доводы фигурантки он не принял, отметив, что залог был оформлен лишь спустя после получения кредита и то только после проверки Центробанка. После этого был озвучен срок — 5 лет лишения свободы. «Вам понятен приговор?» — спросила осужденную судья, прежде чем ее увел конвой. В ответ Тимонина заявила, что «текст ей ясен», но сам приговор несправедлив.
Адвокаты подсудимой Елена Орешникова и Лариса Каштанова заявили, что намерены обжаловать решение в Мосгорсуде. «Суд умышленно не назвал в приговоре стоимость земли», — сказала Каштанова. Орешникова отметила, что фактически земля была заложена уже через несколько недель, так как банк получил в залог 100 долей ее собственника — Территориальной дирекции «Раменская». «Землей уже никто распорядиться не мог, а время ушло на то, чтобы правительство Москвы провело межевание участка», — сказала юрист. Ее коллега выразила несогласие с тем, что суд признал по делу гражданскими истцами сразу два кредитных учреждения. «Если кому-то был причинен ущерб, то он не мог быть причинен в двойном размере», — подчеркнула Лариса Каштанова.