Банки идут на арт-рынок
Нескончаемый кризис, высокая конкуренция заставляет банки искать новые формы взаимодействия с клиентами. В сфере искусства это уже достаточно проявлялось в спонсорстве арт-ивентов, затем в создании и креативном оформлении VIP-залов на выставках. И, наконец, взаимодействие с клиентами перешло на следующую ступень — прямое взаимодействие с клиентами и их консультирование в этой сфере
Читать на полной версииСогласно данным The Art Newspaper Russia, похоже, что первым, кто протоптал эту дорожку, стал швейцарский UBS, который стал спонсором Art Basel еще 22 года назад. За ним последовали Royal Bank of Canada со спонсорством Masterpiece London, J.P.Morgan — Seattle Art Fair, Deutsche Bank — нью-йоркско-лондонской Fierze и другие. Например, Credit Suisse покровительствует теперь московской Cosmoscow…
Просто спонсорство — это, конечно, очень престижно, но оно быстро приелось банкирам. Они решили, используя контакты на арт-рынке, привлекать состоятельных клиентов. И, медленно, но верно, услуги по арт-консалтингу становятся почти что стандартом для пакетов по Wealth Advisory, которые банки предоставляют своим клиентам в рамках Private Banking.
Хотя все подходят к этому по-разному. Глава подразделения Art Advisory итальянского банка UniCredit Доменико Филиппони пришел в этот бизнес не сразу. Сначала он работал журналистом в итальянском издании The Art Newspaper, затем консультантом в Christie's.
Доменико Филиппониглава подразделения Art Advisory итальянского банка UniCredit«Это услуга, которую мы предоставляем самым важным клиентам со сложной системой владения собственностью наряду с целым комплексом других — таких как консультации, связанные с недвижимостью, защита активов и так далее. Нас называют «консультанты», но мы полноценные служащие банка. Но это — выбор UniCredit. В Италии есть другие банки, которые прибегают к услугам внешних консультантов. Мы скорее партнёры торговцев искусством. Мы не присутствуем на рынке и предоставляем эти услуги бесплатно. И тот факт, что нам не платят за это, создает для нас возможность высказывать свое мнение совершенно независимо. Потому что у нас нет прямой экономической выгоды от этого».
Прямой выгоды, действительно, нет. И клиенты, действительно, напрямую не оплачивают расходы банков на арт-консалтинг. Делается это куда более тонко. Ключевое понятие тут — нужные связи. Привлечение нескольких новых VIP-клиентов для банка может покрыть все расходы. Но не обходится тут и без скандалов, пишет The Art Newspaper Russia.
Один из первых эпизодов долгой борьбы американского налогового управления со швейцарскими банкирами за раскрытие информации как раз связан с искусством. По мнению налоговиков, банк UBS искал новых состоятельных клиентов, чьи средства потом скрывались на тайных счетах именно на спонсируемой им ярмарке Art Basel в Майями. Но детали этой истории так и остались тайной, так как после долгих переговоров с участием правительства Швейцарии была заключена сделка. Банк UBS остался спонсором ярмарки Art Basel, следующая из которых пройдёт 24 марта в Гонконге.