Дефицит дешевых лекарств. Есть ли путь к спасению?
Дешевые лекарства пропадают из аптек. Цены на них делают их производство нерентабельным. ФАС предлагает поднять расценки на 5 рублей. Окончательное решение не найдено, но, похоже, без помощи государства не обойтись
Читать на полной версииИз аптек исчезли дешевые лекарства. По оценкам ФАС, около 200 наименований. В Антимонопольной службе отмечают, что фармкомпаниям невыгодно производить дешевые препараты и просят правительство поднять на них цены. Почему фармкомпании отказываются от недорогих препаратов? И можно ли ожидать лекарственного дефицита?
Фармкомпании сняли с производства 197 препаратов. Все они продавались в аптеках дешевле 50 рублей и входили в список жизненно необходимых. На очереди — еще 160 наименований. Они исчезнут из-за убыточности или низкой рентабельности производства, написали в письме к правительству антимонопольщики. На все лекарства из списка жизненно необходимых установлены фиксированные цены. ФАС предлагает поднять их на 5 рублей. Министр здравоохранения — против. По мнению главы ведомства Вероники Скворцовой, пока не проиндексированы пенсии, повышать стоимость дешевых лекарств нельзя. Нужна поддержка производителей. Минфин готов выделить фармкомпаниям 4 млрд, эта сумма прописана в антикризисном плане. Но субсидировать фармкомпании пока рано, считает глава Минпромторга Денис Мантуров. Вопрос — несрочный, хотя производители просили проиндексировать цены на лекарства из жизненно необходимых еще в прошлом году. Речь шла о росте на 80%. Минздрав согласился на 30%. Но и это предложение не прошло в Кабмин. Поможет ли 5-рублевое повышение сохранить производство дешевых лекарств?
Иван Глушковзамгендиректора компании «Нижфарм»«Ошибка — думать, что проблема только с препаратами недорогими. Просто с недорогими она наиболее очевидна. Вопрос же не только в производителях. Надо понимать, что речь идет о препаратах, включенных в список жизненно важных, по которым, с одной стороны, производитель не может менять цену, и по которым, с другой стороны, для дистрибьюторов установлена фиксированная наценка. Дистрибьюторам неинтересно работать с такими препаратами, они их заказывают мало. Если дистрибьюторы не берут препараты, какой смысл тебе производить?»
Отказ розницы от продажи дешевых лекарств в большей степени спровоцировало не правительство, которое отказалось от индексации, а Генеральная прокуратура. Ровно год назад силовики устроили массовую проверку наценок в аптеках. Фармацевты были вынуждены их снизить. В итоге спокойнее оказалось продавать дорогие лекарства с невысокой наценкой, чем дешевые с высокой.
Фармкомпании предлагают отказаться от регулирования цен на лекарства. Министры на это, скорее всего, не пойдут. В правительстве склоняются к адресной помощи производителям дешевых лекарств. Но хватит ли на всех денег? И хватит ли денег, чтобы сохранить производство? Исторический опыт подсказывает, что регулирование без поддержки приводит к дефициту. И через это мы уже проходили.