Кто затеял новую «холодную войну»?
Украина и Россия развязали «большегрузное противостояние», в которое втягивается и Европа. Транспортные проблемы возникли также между РФ и Польшей. Есть ли шанс на то, что ситуация вернется в нормальное русло?
Читать на полной версииВ среду, 17 февраля, в Москву приезжает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Его считают одним из так называемых промосковских европейских политиков при том, что Венгрия поддерживает политику санкций. Визит Орбана проходит на фоне так называемой большегрузной войны между Россией и Украиной, в которую неизбежно втягивается и единая Европа. Все это возвращает общественное мнение к тезису Дмитрия Медведева о новой «холодной войне».
В связи с недавним выступлением главы российского правительства на Мюнхенской конференции по безопасности, портал BFM.ru провел опрос: считаете ли вы, что транспортная блокада со стороны Польши и Украины есть результат «холодной войны» России и Запада. Варианты ответа: «Да, это следствие глобального противостояния». Второе: «Нет, это действия Украины и Запада в целом». Наконец, «Это временная проблема, которая вскоре будет решена». Результаты таковы: большинство ответивших — 44% — согласны с тем, что все-таки это действия Польши и Украины, но не Запада в целом. 42% посчитали, что это следствие глобального противостояния. 14% согласились с тем, что это временная проблема, которая вскоре будет решена.
Тем временем Европейская комиссия — и это было ожидаемо — заявила о том, что вопрос большегрузной войны является двусторонним делом Украины и России, хотя неизбежно от этого противостояния проиграют и европейские компании. Но здесь, как и во всех остальных случаях, включая газовые войны, приоритет — это не экономика, решения принимаются исходя из политических соображений.
Есть шанс на то, что конфликт постепенно пойдет на спад. По крайней мере, между сторонами идут переговоры. Есть сообщения о том, что Украина и Россия договорились о взаимном возврате своих грузовых автомобилей, которые застряли на территории друг друга. Согласно аналитическим выкладкам, Киев от блокирования российских фур потеряет гораздо больше, чем Москва. Хотя опять же — экономика здесь в расчет не берется, отмечает генеральный директор исследовательского агентства Infra News Алексей Безбородов.
Алексей Безбородовгенеральный директор исследовательского агентства Infra News«Для украинских автоперевозчиков здесь тоже проблем особых нет, хотя они потеряют значительные цифры, раза в два больше, чем российские. Здесь проблема, собственно говоря, для украинских производителей пищевой и прочей продукции, которые потеряют свои центральные азиатские и казахстанские рынки. Это уже, да, здесь счет будет на миллиарды рублей, если брать в рублях, ну, на сотни миллионов долларов».
Таким образом, на сегодня понятно: Европа вмешиваться не будет. Более того, можно согласится с тем, что подобное было бы невозможно, если бы не глобальное охлаждение отношений России и Запада в целом. И в данном случае не важно, как это называется, это холодная война или что-то другое.
Канцлер Германии Ангела Меркель на встрече с депутатами партии «Христианско-демократический союз» заявила, что желает скорейшей отмены европейских санкций в отношении Москвы, но пока не видит для этого оснований. Об этом агентству Reuters рассказали депутаты партии. По их словам, Меркель заявила, что «лучше сегодня, чем завтра» отменила бы санкции в отношении России. В то же время она отметила: данное решение должно быть «основано на фактах» соблюдения минских договоренностей. Пока же, по ее словам, на востоке Украины эти договоренности не выполняются.