Ни шатко ни валко: рынок высокобюджетной аренды держится за счет лояльности собственников
Владельцы элитных квартир сумели вовремя умерить свои аппетиты, снизив цены до приемлемого для нанимателей уровня
Читать на полной версииНа рынке высокобюджетной аренды жилья царит застой. При ежемесячно растущем объеме предложения, спрос по-прежнему не так активен, как бы этого хотелось. Мало того, что кризис существенно снизил уровень платежеспособности потенциальных нанимателей, так еще и экспаты, считавшиеся основными потребителями в этом сегменте, год назад были вынуждены сворачивать свою деятельность в России и, как следствие, съезжать с насиженных квартир.
Предложение также существенно расширилось благодаря лотам, которые не удалось продать по сходной цене, а потому их владельцы решили хоть как-то заработать, сдавая их в аренду.
Разумеется, все эти факторы не смогли не сказаться на стоимости аренды, которая за год, по разным оценкам, снизилась на 30-50%. В итоге, на сегодняшний день, по данным компании Savills Россия, средневзвешенный бюджет составляет 325 тысяч рублей в месяц или 4,3 тысячи, если расчет ведется в долларах.
Ирина Могилатовагенеральный директор агентства недвижимости TWEED«Сейчас рынком правит торг, битва идет за каждый доллар. Причем чем богаче клиент, тем он придирчивее считает деньги. Арендаторы используют кризис как повод, чтобы диктовать свои правила игры. Если собственник держится за высокую цену – клиент может и съехать. Однако я считаю, что во всем надо знать меру. Бывают случаи, когда на объекте уже присутствует дисконт, а клиент начинает «мародерничать», убеждая хозяина: «дай мне еще!». Можно прибегать к этой практике, однако не исключено: в то время как «мародер» пытается опустить планку, приходит более сговорчивый арендатор, и квартира уходит».
Несмотря на то, что цены на высокобюджетные квартиры иногда по-прежнему номинированы в долларах, более 95% арендаторов готовы заключать договоры только в рублях. При этом некоторые из них, пользуясь снижением цен, получают возможность улучшить свои жилищные условия за счет увеличения площади или переселения ближе к центру города.
Ну а те, кто предпочитает остаться в обжитой квартире, зачастую не упускают случая сэкономить, настаивая на пересмотре договора в свою пользу.
Алексей Трещевдиректор по городской и загородной недвижимости Knight frank«Запрашиваемые цены не упали, но конкретное предложение собственника потенциальному клиенту может отличаться от первоначальной стоимости на 30-35%. Любопытно, что в нашу компанию начали поступать запросы на пересогласование условий аренды, как на офисном рынке. В арендном бизнесе владельцы более сговорчивы, быстрее принимают компромиссные решения, чем на рынке продаж. Они уже психологически адаптировались к падению рубля».
До кризиса собственники нередко были готовы переоборудовать свои квартиры по вкусу арендатора, разумеется, если он готов заключить договор на длительный срок. Сейчас изыски с эксклюзивными дизайн-проектами уже неактуальны: установка кондиционеров, замена напольного покрытия или косметические обновления — максимум, на что может рассчитывать квартиросъемщик.
Елена Куликоваруководитель отдела по работе с собственниками Savills Россия«Можно сказать, что опция проведения ремонта под клиента, как рыночная практика, в данный момент практически отсутствует. Арендатор имеет очень широкий выбор, в среднем 20 квартир на одного клиента, поэтому, как правило, отдает предпочтение «готовому продукту» — квартире, куда можно въехать оперативно и с минимальными рисками. Мы рекомендуем всем собственникам проводить косметический ремонт и приводить квартиру в идеальный порядок сразу после выезда предыдущего арендатора, не дожидаясь нового клиента. Это связано с тем, что амортизированная квартира будет существенно проигрывать на фоне конкурентных вариантов».
По словам риелторов, из-за вызванного кризисом оттока потенциальных нанимателей, рынок высокобюджетной аренды мог бы столкнуться с более серьезным спадом. Однако владельцы квартир пусть и не сразу, но все же сумели проявить гибкость и относительно быстро адаптироваться к новым экономическим условиям, сумев оперативно снизить цены и в целом став более лояльными.