Киев обещал сопроводить колонны фур до границы с Россией или Белоруссией. И призвал активистов не задерживать машины с 16 до 25 февраля.

Ранее вызволять водителей из «дорожного плена» начали владельцы транспортных компаний. Как это происходило, и с какими трудностями водители фур сталкиваются сейчас? Об этом — директор брянской транспортной компании «Росавто» Николай Саврухин.

Николай Саврухиндиректор брянской транспортной компании «Росавто»«Наши машины находились ближе к Закарпатью. В Закарпатье машины самые первые начали выпускать, там большое количество перевозчиков украинских, они начали выступать в защиту российских перевозчиков на территории Украины. Мы начали звонить нашим коллегам на Украине через водителей, которые находились на нашей территории, здесь, в России. 14 числа поехали по стоянкам, по заправкам, искали украинские машины и пытались через них достучаться до их директоров, чтобы они нашли способы разобраться с этой ситуацией на Украине, чтобы они нашли людей, которые освободят наши машины. Практически в Закарпатье нет проблем с перевозкой, вот Львовская область — еще машины стоят. Водители сидят в машине. Ну, их выпускают, они ходят в магазин, все нормально. И еще самое главное — у нас же есть машины, которые сейчас находятся в Словакии, в Румынии и Венгрии, которые не могут въехать на территорию Украины, чтобы проехать дальше к нам, домой вернуться. Там порядка 400-500 машин у нас стоит».

Напомним, во вторник Москва в ответ на действия Украины полностью запретила транзит украинских грузовиков по территории России. Какие потери понесет Украина в связи с этим решением? Отвечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Александр Охрименкопрезидент Украинского аналитического центра«Украина в данном случае от этих событий может потерять два млрд долларов на транзите через ее территорию. Ущерб будет большой, если это затянется. Если это прекратят хотя бы через неделю, то ущерб будет небольшой, потому что два млрд — это за год, не за день. Понятно, что даже за неделю все решат, так и успокоится. Но если будут годами это решать, толка не будет».

На запрете транзита потеряет не только Украина, но и Россия, отмечает главный редактор медиагруппы «Завтра», украинский политолог Андрей Томский.

Андрей Томскийглавный редактор медиагруппы «Завтра», украинский политолог«Мы и так фактически ничего не возим, потому что мы ничего особого не производим. Помните в мультфильме было: для того чтобы купить что-то ненужное, нужно продать что-то ненужное, а у нас денег нет. У нас нечего продавать для этого транзита. Здесь нельзя не говорить, что пострадает, в том числе, Россия. На транзите зарабатываются определенные деньги, а Россия их в данный момент не получит».

Между тем, новый раунд переговоров об открытии автоперевозок между Россией и Польшей пройдет 19 февраля. Об этом сообщил Минтранс. Ранее представители транспортных компаний оценили свои потери от запрета транзита через Польшу и Украину в восемь миллиардов рублей. Насколько объективна эта цифра, и как она повлияет на бизнес автоперевозчиков? Об этом — генеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.

Алексей Безбородовгенеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс»«Потери перевозчиков даже на простое и на польской, и на украинской, и на белорусской, и на всех прочих границах, если даже взять всю историю с дополнительными платами за паром, который они могут внести, все в сумме могут составить от силы 400-500 млн рублей. Для РФ здесь никаких угроз и проблем нет. Для украинских автоперевозчиков здесь тоже проблем особых нет, хотя они потеряют значительные цифры — раза в два больше, чем российские. Здесь проблема для украинских производителей пищевой и прочей продукции, которые потеряют свои центральноазиатский и казахстанский рынки. Это уже да, здесь счет будет на миллиарды рублей, если брать в рублях, на сотни миллионов долларов, если брать в долларах, здесь потери будут серьезные».

Будут ли успешными переговоры запланированные на 19 февраля? И приведут ли они к открытию польских границ? Об этом — главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов.

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«Мы видим, что в Польше сменилось правительство, что это правительство гораздо менее прагматичное в отношениях с Россией. Поэтому не знаю — там есть политический уровень этих разговоров, почему мы подняли вдруг сейчас вопрос о пересмотре этого соглашения, что нас не устраивает. Нарушение режима контрсанкций, или мы хотели тоже Польшу наказать за то, что ее внешняя политика в отношении России ухудшилась? Мне не очень ясна причина. Если эта причина техническая, экономическая — это одно дело. Если эта причина политическая, и она перевешивает — это другое дело. Так что тут предсказать не могу».

Тем временем, в Литве скопилась очередь из российских фур. На контрольно-пропускном пункте Кибартай ожидают проезда примерно 90 грузовиков. Водители проводят на границе по 16 часов.