Транспортная война России и Украины набирает обороты
Россия и Украина нашли новый повод для вражды. Взаимную блокаду фур эксперты называют гибридной войной. Чем закончится противостояние?
Читать на полной версииБольшегрузное противостояние как новый этап гибридной войны. Так ситуацию с фурами комментируют политологи. Напомним, что накануне в понедельник правительство Украины официально запретило транзит российских фур. В Киеве это назвали ответным шагом на аналогичное решение Москвы. Россия объясняет свои действия ответом на акции так называемых активистов, которые блокируют передвижение российских машин. С политической точки зрения, вывод делается следующий — напряженность будет только нарастать. С точки зрения экономики, не исключена перекройка всех существовавших на сегодня хозяйственных связей.
Так совпало, что в разгар большегрузного противостояния в Киев прилетел турецкий премьер Ахмет Давутоглу. Он обвинил Россию в преступлениях против человечности в Сирии, обещал Украине дополнительные инвестиции, а также совместные проекты в оборонном секторе. Арсений Яценюк на встрече с турецким коллегой квалифицировал российские запреты для украинского грузового транзита как продолжение «не только военной, но и финансовой и экономической агрессии против его страны». Потребовал не только объяснений, но полного снятия ограничений на транзит украинских автомобилей.
В Москве премьер Дмитрий Медведев назвал бандитами тех, кто блокируют на Украине российские фуры, и пригрозил дополнительными контрольными полномочиями, читай запретами на въезд другим видам транспорта, которые следуют из сопредельного государства. И одновременно, видимо, тоже совпало — «Газпром» обвинил Украину в несанкционированном оседании газа на ее территории на сумму под 6 млн долларов. Соответствующий иск подается в Стокгольмский арбитраж. Украинский «Нафтогаз» все обвинения отверг. Примечательно, что, несмотря на всю сложность отношений, обвинений в несанкционированном отборе не было со времен так называемых газовых войн 2005-06 годов. Большегрузные, газовые, энергетические и другие противостояния — явно не последние. С российской стороны говорят — вы не соблюдаете международные и собственные законы, а в ответ слышат — а вы у нас Крым отобрали. Назад возврата нет, будет только хуже, комментирует политолог Вадим Карасев.
Конкретно это противостояние началось с Польши — тоже не совсем дружественная для России страна. Между двумя государствами закончился транзитный договор. Новый стороны никак не могут утвердить. В Минтрансе говорят, что 2016 году польская сторона потребовала трехкратного увеличения квот. С тем, чтобы ее перевозчики в гораздо большем объеме доставляли российские грузы из Европы в Россию. Москва не соглашается. Варшава считает это политическим давлением, продолжает польский журналист Зыгмунт Дзенцеловский.
Зыгмунт Дзенцёловскийнезависимый польский журналист«Конечно, у польской стороны сейчас позиция крепче, когда развивается вот эта ситуация в Украине — бойкот. Конечно, для польских переговорщиков, им будет проще отстоять какие-то свои позиции. Но я не думаю, что Польша заинтересована в том, чтобы полностью блокировать дальнобойный транспорт России, это понято, хватит посмотреть на карту, чтобы увидеть, какие у РФ есть возможности».
Нынешний конфликт уже приводит к изменению географии маршрутов. И это будет касаться не только транспорта. Например, энергоблокада Крыма подтолкнула ускоренную электрификацию полуострова. Самый проблемный вопрос — это газ, его пока никуда не перекинешь и в обход не пустишь. В остальном решения есть. Плюс к этому есть слабая надежда, что Евросоюз как-то повлияет на стороны конфликта. Хотя в это не очень верится.