Кто применял в Сирии химическое оружие?
На этот вопрос должны ответить эксперты Организации по запрещению химического оружия и Организации ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии. В субботу в Совбезе они представят первый итоговый доклад. Узнаем ли мы правду?
Читать на полной версииНочью 21 августа 2013-го года неизвестные обстреляли пригород Дамаска ракетами с нервно-паралитическим газом зарином. Эта был первый, подтвержденный позднее ООН, случай применения химического оружия в Сирии. За год до атаки Барак Обама предупредил Асада о «красной черте»: если армия применит химоружие, США начнут военную операцию в арабской республике.
На этом фоне атака в Гите выглядела, как провокация со стороны сирийских повстанцев с целью привлечь на свою сторону американские войска, или как опрометчивый шаг правительственной армии Асада. Кто именно применил зарин, эксперты ООН и миссии Организации по запрещению химического оружия пытались выяснить почти три года. И вот оглашение первого итогового доклада в Совбезе. Назовут ли тех, кто устроил химическую атаку на Гиту? Отвечает бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе.
Накануне доклада Асад объявил о своем недоверии институтам ООН, которые, по его мнению, управляются западными державами. И публикуют бездоказательные выводы. Похоже, это заявление прозвучало на случай, если эксперты обвинят в химатаке правительственную армию. Но есть и другой вариант, когда исполнителями могут назвать оппозицию, ту самую, которая в западной риторике — исключительно жертва режима Асада. Возможна ли подобная смена полюсов? Рассуждает ведущий сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
Алексей Фененковедущий сотрудник Института проблем международной безопасности РАН«С 2013 года, простите, много воды утекло. За это время уже, я думаю, те, кто применял, давно успели спрятать все концы в воду. Во-вторых, каждая из сторон обвиняет другую, и найти там что-то очень сложно, чтобы доказать однозначно, что это сделали именно те, а не другие. В-третьих, какое доказательство ни было бы найдено, учитывая тот глубокий раскол по сирийской проблеме, я думаю, сразу же каждая из сторон — Россия и США, и Великобритания — обвинит другую в фальсификации данных».
Есть и еще один, компромиссный для всех вариант. Эксперты могут озвучить только предположения, которые каждая из сторон будет трактовать в свою пользу. Но тогда вопрос, кто применил химоружие в Гите, так и останется открытым. Возможно, навсегда.