Уметь надо: качественные московские отели смогли расширить свою аудиторию даже в кризис
Несмотря на частичный отток западных туристов, столичные гостиницы увеличили уровень загрузки и цены, благодаря азиатским путешественникам и слабеющему рублю
Читать на полной версииГостиничная недвижимость проявила неожиданную стойкость перед лицом кризиса. Еще год назад, когда курс рубля ушел в пике, а европейские и американские туристы, на которых во многом ориентирован столичный рынок, зачастую предпочитали воздерживаться от поездки в Россию, отельеры приготовились жить по самому пессимистическому сценарию. Однако худшего не произошло, скорее наоборот. Слабеющая национальная валюта помогла привлечь в страну дополнительные потоки туристов из Азии, за счет которых, в принципе удалось компенсировать отток западных путешественников, заполняемость гостиниц начала расти и за счет активизировавшегося внутреннего туризма, а вслед за ней появилась возможность поднимать цены.
Станислав Ивашкевичзаместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства CBRE«Показатель заполняемости в российских отелях незначительно увеличился по всем сегментам. Во многом на величину среднего показателя оказал влияние рост заполняемости в верхнем и люксовом сегментах в среднем на 5%. В течение 2015 года номерной фонд Москвы увеличился на 765 единиц, что в 2,9 раза меньше, чем в прошлом году. В целом, 49% всех введенных гостиниц в 2015 году принадлежат среднеценовому сегменту. Ввод еще 10 объектов различных международных операторов общим номерным фондом 1 762 единицы, вероятнее всего, будет перенесен на 2016 год. В рублевом выражении показатели ADR и RevPAR в гостиницах среднего и верхнего сегментов показывают наименьшие колебания по отношению к прошлому году. При этом значения показателей в люксовом сегменте несколько увеличились за аналогичный период. В долларовом выражении снижение показателей составило, в среднем, 20-30%. Бизнес заинтересован в восполнении дефицита бюджетных гостиниц в городе, большая часть которых на данном этапе строится и проектируется за пределами Садового кольца. Кроме того, проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году является второстепенным стимулом открытия новых гостиниц и прихода новых брендов».
По словам экспертов, залог успеха гостиничного бизнеса в непростой экономической ситуации заключается в операционном управлении, позволяющем оперативно реагировать на внешние обстоятельства, снижая цены, расходы и маржу. Кроме того, столичные отели, еще в 2013 году занимавшие 7 место в рейтинге самых дорогих гостиниц мира, за счет этого накопили некий запас прочности, очень пригодившийся им в прошлом году.
В итоге, отели в хорошем состоянии, способные оказывать услуги, отвечающие мировым стандартам, смогли сохранить, а то и преумножить свою аудиторию. А вот гостиницы советского образца, а также объекты с большим номерным фондом оказались в непростой ситуации и вынуждены были отчаянно демпинговать, что, впрочем, не сделало их популярнее.
Ирина Акутовастарший консультант отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield«В 2016 году мы ожидаем продолжение тренда, заложенного прошлым годом. Рост потока внутреннего и внешнего туризма в Москву будет способствовать умеренному росту загрузки лучших отелей города. При этом продолжится перераспределение потоков туристов и доходов из менее качественных отелей в более качественные за счет того, что последние стали доступнее по цене. Уже наблюдается процесс редевелопмента устаревшего номерного фонда и переход к профессиональному управлению в независимых отелях после реновации. Как компенсация существенного роста расходов в связи с высоким уровнем инфляции и девальвацией рубля, а также на фоне оживления спроса, мы ожидаем небольшой рост цены размещения. Продолжится процесс оптимизации издержек, импортозамещения продуктов и расходных материалов».
Кроме того, ожидается, что в нынешнем году гостиничный рынок столицы пополнится семью новыми объектами общим номерным фондом около 1,5 тысяч единиц плюс двумя приаэропортовыми отелями вместимостью 6,832 номера. В итоге, по данным Cushman & Wakefield, качественное гостиничное предложение по итогам 2016 года должно увеличиться на 8% и составить 17,7 тысяч номеров. Впрочем, с учетом текущих экономических реалий, ввод в эксплуатацию некоторых проектов может быть отложен.
Что касается уровня загрузки, то, по прогнозам, в среднем по рынку он вырастет на 2-4%, составив 67-70%. При этом рост цены размещения составит 1-4% до 6,1-6,3 тысячи рублей за номер.