Чего ждать от запуска газовых промыслов Total на Северном море?
Французская компания запустила в работу предприятие, расположенное на Шетландских островах. По трубам газ доставляется в британскую систему снабжения. Инвестиции в проект составили 5 млрд долларов
Читать на полной версииУ энергетиков Северного моря своего рода праздник: французский гигант Total запустил в строй газовое предприятие на Шетландских островах, находящихся на полпути между британским и норвежским берегами этого крупнейшего нефтегазового района Европы. Новый завод начал перекачивать газ с месторождений Лагган и Тормор на самом краю континентального шельфа в британском секторе Северного моря. По трубам газ идет на континент — в систему газоснабжения Британии. Предполагается, что этого газа хватит, чтобы удовлетворить 8% всех потребностей страны.
Месторождения Лагган и Тормор— это первая очередь проекта. Они находятся в 140 километрах к западу от Шетландов на глубине 600 метров. В 2017 году к подводной трубопроводной системе подключится соседнее газоносное поле Эдрадур на глубине 300 метров, а затем в 2018 году Гленливет на глубине 400 метров. Подготовка к эксплуатации Лаггана и Тормора началась в 2010 году, Эдрадура и Гленливета — в 2014, а открыты они были еще 30 лет назад.
Total инвестировала в шетландский проект более 5 млрд долларов. При том, что мировые цены на нефть и газ резко упали за время с начала работ в Северном море, вопрос о его окупаемости остается открытым. Представители компании настаивают, что при соблюдении высокой эффективности добычи и аккуратности в сдерживании себестоимости продукции, затраты все же должны окупиться. В прошлом году Total продала долю в этих газовых месторождениях, но пуск завода на Шетландах доказывает ее приверженность и перспективам дорогостоящих разработок на большой глубине, так и вере в будущее углеводородного сырья вообще.
Total участвует в другом крупном газовом проекте — речь идет о Ямальском заводе по производству сжиженного природного газа (СПГ) совместно с российским «Новатеком» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Цены на СПГ упали на 60% с конца 2013 года, и прибыльность ямальского проекта также вызывает вопросы, в особенности с учетом того, что его продукция рассчитана на дальневосточные рынки, прежде всего, китайский. Впрочем, участники проекта уверяют, что смогут конкурировать с другими поставщиками за счет низкой стоимости будущей продукции.
Участие Total в этих двух проектах показывает и приверженность своему основному профилю — нефтегазу, но также и демонстрирует хеджирование в стратегии. Пуск шетландского завода и дальнейшая эксплуатация месторождений в Северном море дают возможность корпорации быть и тут, и там, маневрировать ресурсами и чувствовать себя уверенней на фоне падения нефтегазовых цен.
В более широком плане газ Северного моря для Британии означает снижение зависимости от импорта газа. Еще в начале этого века страна полностью удовлетворяла свои нужды сама, но с тех пор производство газа упало на 70%. В прошлом году крупнейшая в стране энергетическая компания Centrica подписала долгосрочную, шестилетнюю сделку с Газпромом и норвежской Statoil. По расчетам агентства Reuters, поставки «Газпрома» будут удовлетворять примерно 9% потребностей страны в течение этого периода. В целом по Европе эта доля составляет около 30%.
Впрочем, Total активно развивает и инвестиции в «зеленую» энергию — еще одна особенность стратегического хеджирования. Компания недавно приобрела 66% акций калифорнийской Sunpower, ведущего производителя солнечных батарей для коммерческих солнечных электростанций и активно инвестирует в другие проекты альтернативных источников энергии.
Что же касается перспектив промыслов в Северном море, то, по расчетам международных консалтингов, один из каждых семи баррелей, добытых там, идет сейчас в убыток. Анализ ситуации, проведенный по заказу Financial Times, дал еще более пессимистический вывод: половина нефтегазовых компаний, действующих в Северном море, несет потери. За последние 12 месяцев они составили в общей сложности 9,2 млрд долларов (на начало 2016 года).
В ближайшие годы закроются до 150 платформ на Северном море, а в регионе готовятся переключиться с работ по обслуживанию промыслов на работы по их демонтажу и утилизации. Тоже дорогостоящее и небыстрое дело.