«Рабочий и колхозница»: символ эпохи в современном контексте
Выставочный центр «Рабочий и колхозница» приглашает посетителей на экспозицию имени себя, которая занимает все пространство музея. Уже через месяц этот проект ужмется до одного зала и будет функционировать как постоянная выставка
Читать на полной версииА пока «Личное дело» одного из главных символов советской эпохи развернулось на всех четырех этажах центра, где представлены как архивные документы, касающиеся истории создания памятника, так и работы современных художников, не устающих интерпретировать его на свой лад.
По мнению руководителя Отдела развития и спецпроектов Объединения Манеж и главного архитектора выставок Манежа Петра Толпина, эту выставку можно назвать уникальной хотя бы потому, что про скульптуру «Рабочий и колхозница» рассказывается практически внутри нее самой, а точнее в воссозданном на современный манер павильоне Бориса Иофана, который был спроектирован специально для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Конкурс на монумент, который должен был воплотить дух Страны Советов, выиграла Вера Мухина, создавшая, как в те годы единодушно признала французская пресса, «величайшее произведение скульптуры ХХ века».
Кураторы выставки поставили перед собой задачу сделать проект интересным для максимально широкой аудитории. Любители истории и ностальгирующие по ушедшей советской эпохе здесь получают доступ к архивным материалам, рассказывающим о том, как создавалась скульптура, как ее приняли в Париже и что с ней происходило после возвращения в Москву. Интересующиеся современным искусством смогут понаблюдать как оно трактует обстановку и контекст, царившие в СССР и то наследие, которое нам от него досталось.
По словам Петра Толпина, несмотря на то, что «Рабочий и колхозница» — это символ все же больше относящийся к прошлому, современные художники по-прежнему не могут обойти его стороной. Поэтому получившаяся выставка — это некое рассуждение о памятнике, до сих пор вызывающем ассоциативный ряд у каждого, кто с ним знаком.
При этом «Личное дело» — это не только о самой скульптуре, но и о стране, в которой были созданы условия для ее появления, но главное о том, как за это время трансформировалась господствующая в обществе идеология. Этот нюанс хорошо прослеживается в представленных на выставке работах актуальных художников. Взять, к примеру, довольно известную интерпретацию Александра Косолапова, в которой все так же сжимая в руках серп и молот, вместо рабочего и колхозницы, иллюстрирующих идеалы социализма, мы видим головы Микки и Минни, намекающие на ценности капитализма и общества потребления.
Сходная мысль о рухнувшей системе прослеживается и в «Мавзолее» Юрия Аввакумова, сложенном из костяшек домино, которые того и гляди рассыплются под собственной тяжестью.
Несмотря на то, что выставочный центр «Рабочий и колхозница» был построен относительно недавно с учетом новейших технологий, использующихся в подобных пространствах, в нынешней экспозиции упор все же делается не на спецэффекты, а на саму скульптуру. Ставка сделана на визуальный ряд, где архивные кадры и предметы интерьера вписаны в современные декорации.
Впрочем, авторы выставки предоставили посетителям возможность в буквальном смысле собрать свои собственные впечатления об экспозиции. Для этого они получают специальный корешок, к которому как в личном деле могут подшить карточки наиболее впечатливших их экспонатов. В итоге, каждый уходит с маленькой книжечкой, рассказывающей уникальную историю о стране, некогда выбравшей своим символом «Рабочего и колхозницу».
Выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело» работает до 28 февраля.