Кольцо вокруг Алеппо. Беженцы как инструмент военной стратегии
В то время как женевские переговоры по Сирии прервались, едва начавшись, сирийские правительственные войска при поддержке российской авиации готовятся взять некогда второй по населению город страны — Алеппо
Читать на полной версииБомбовые удары вызвали массовый исход жителей из Алеппо. Десятки тысяч беженцев скопились на турецкой границе, но Турция не пропускает их на свою территорию. Почему Алеппо стал точкой сосредоточения сил, и каковы могут быть последствия надвигающегося гуманитарного кризиса?
Алеппо находится на севере страны, достаточно далеко от Дамаска и главного города алавитов — Латакии. Вооруженных группировок в регионе десятки и сотни. В 20 км на север и востоке от Алеппо находится территория, контролируемая ИГИЛ, территорию на юге и востоке удерживают антиправительственные группировки, а еще дальше на востоке — порядка трех тысяч квадратных километров под контролем курдов, которые противостоят и тем, и другим, ну и кроме того туркам.
Правительственные войска вышли на город с запада, обошли его с юга и востока и практически взяли в кольцо. И хотя основные их силы находятся далеко на юге, перспективы операции, позволяющей полностью взять под контроль город и пробить коридор в сторону курдской территории (лишив антиправительственные силы возможности снабжения с севера из Турции) выглядят для армии Асада очень заманчиво. Говорит профессор института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
Война, идущая с 2011 года, стоила Сирии и прилегающим странам 260 тысяч жизней и 35 миллиардов долларов. Из 18 миллионов жителей страны около половины стали беженцами. Основные страны, куда они едут, — это Египет, Иордания, Ливан, Турция. В этом ключе приблизительно миллион беженцев, которые прибыли за последнее время в Европу (из них сирийцев лишь около половины) — это совсем немного. Только в соседнем четырехмиллионном Ливане беженцев порядка полутора миллионов. Столько же — в шестимиллионной Иордании. А в Турции — больше двух.
Сражение за Алеппо, сопровождающееся массированными российскими авиаударами породило новую их волну. По данным AFP, порядка 30-35 тысяч человек сейчас находится в городах Баб аль-Салама и Азаз вблизи турецкой границы на территории контролируемой повстанцами, 10 тысяч — в городе Африне на курдской территории. И ещё порядка 30 тысяч пытаются вырваться из города, который уже почти полностью окружен сирийскими военными. Говорит политолог, специалист по ситуации в Сирии Анатолий Несмеян.
Анатолий Несмеянполитолог, специалист по ситуации в Сирии«Действительно, начался исход беженцев. Один поток идет на север в сторону Турции, и один потом идет на запад в сторону побережья. Действительно, гуманитарная обстановка там очень тяжелая. Она и была, мягко говоря, совсем невеселая, но сейчас она стала совсем тяжелая. Действительно, турки сейчас активно ищут предлог для наземного вторжения, для того, чтобы создать буферную зону на курдский территориях. В принципе, вариант каких-то гуманитарных операций вполне возможен. Саудиты готовятся к наземной операции, даже названа цифра: порядка 150 тысяч человек».
Турция, которая сейчас начала одну крупную военную операцию против формирований Курдской рабочей партии на севере Ирака и другую — на своей территории в районе города Диярбакыр, не пропускает беженцев из Алеппо, скопившихся у границы, на свою территорию. Обещает послать им палатки. И вполне возможна ситуация, когда под предлогом гуманитарной операции в ближайшее время она начнет вторжение на сирийскую территорию, контролируемую курдами, например в направлении города Африна, где уже находится порядка 10 000 беженцев. Как тогда дальше может развиваться ситуация (учитывая, что на западе всего в нескольких десятках километров от этого региона действуют группы, подконтрольные запрещенному в России «Исламскому государству»), остается только гадать.