Газовый секвестр. Инвестпрограмма "Газпрома" будет серьезно урезана. Решение об этом сегодня должен принять совет директоров концерна. На такой шаг российский газовый монополист идет впервые за последние годы.
О том, чем это вызвано – журналист Бизнес ФМ Дмитрий Веретенников.


Инвестпрограмма Газпрома усохнет почти на 159 миллиардов рублей. Сокращение вложений на 17% в ожидании одинадцатипроцентного уменьшения доходов госконцерна выглядит вполне закономерным. Реализовывать инвестпрограмму в запланированном в прошлом году объеме сейчас просто нет смысла, считает гендиректор института национальной энергетики Сергей Правосудов:


"Снизилось резко потребление газа, как внутри страны, так и в Европе, на самом экспортном рынке. Были большие планы по вводу новых месторождений, а теперь получается, что газ и со старых месторождений не востребован. Рынок упал, соответственно и инвестиции снижаются. Сумма невостребованного газа уже 50 млрд равняется. Зачем вводить новые мощности? Это будет установлено, там, 100 млрд невостребованных мощностей. Тут все сдвинулось по срокам именно в ожидании, когда, все-таки, срок достигнет хотя бы тех пределов, которые были в 2008 году, в тех объемах - понимаете? Вот из этого все и исходит".


Еще до официального урезания инвестпрограммы Газпром стал растягивать сроки реализации крупнейших добывающих проектов. Так запуск гигантского Бованенковского месторождения на Ямале удлинили на год. Решение о сокращении инвестиций может свидетельствовать о смене стратегии развития Газпрома, считает аналитик инвесткомпании Файненшл Бридж Дмитрий Александров:

"Для развития промысловых проектов будут привлекаться иностранные партнеры, уступившие сравнительно небольшую долю по тем или иным проектам - где-то больше, где-то меньше - но сохраняя за собой всегда право на экспорт, как раз и планируют развитие Газпрома в целом. То есть, от такого монополиста по добыче - он явно уходит от этого статуса. От монополиста по правообладанию основными проектами, основными лицензиями, он тоже постепенно будет отходить, сохраняя вольностью за собой статус монополиста в экспорте газа за пределы России".

О таком сценарии эксперты заговорили после того, как на прошлой неделе Владимир Путин на Ямале встречался с руководителями крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Допуская к разработке своих крупнейших месторождений иностранных партнеров Газпром с одной стороны лишается доли прибыли, но с другой - уменьшает риски участия в этих проектах и отчасти решает проблему их финансирования.