Российский премьер Владимир Путин, во время правления которого в качестве президента власти установили контроль над несколькими нефтяными компаниями, во вторник выступил с речью, в которой заявил о необходимости дать возможность частному бизнесу занять доминирующее положение в экономике, пишет газета The New York Times.

Ту же самую мысль корреспонденты другого американского издания, The Wall Street Journal, выражают более жестко: «Владимир Путин, при котором Кремль удвоил свою долю владения крупным бизнесом, подал сигнал о необходимости большего участия частного бизнеса в экономике на фоне того, что страна столкнулась с первым с 1998 года дефицитом».

Обе газеты комментируют речь Путина на форуме «Россия зовет!», в которой глава российского кабинета министров заверил инвесторов в том, что страна сохранит либеральную рыночную экономику.

52% акций публично котируемых компаний в России принадлежат государству; 5 лет назад было только 27%

The New York Times отмечает «исключительно теплый» тон Владимира Путина в отношении роли частных инвесторов; в последние годы ничего подобного не происходило, пишет газета. Она приводит слова премьера о том, насколько обманчивой бывает «слепая вера во всемогущество государства», и о том, что отныне власти намерены решительно ограничивать государственное вмешательство в экономику. The New York Times напоминает, что российское руководство уже пришло с оливковой ветвью к нефтяным компаниям — на минувшей неделе им были сделаны предложения по новым инвестициям и по повышению роли нефтяной индустрии в целом. Путин заверил, что правительство, приобретая доли в крупных российских компаниях в обмен на антикризисные меры поддержки, не намерено использовать конъюнктуру для увеличения контроля за экономикой. За восемь лет президентства Путина инвесторы наблюдали различный подход Кремля к этой материи: в первые годы была проведена серия либеральных реформ, включая принятие плоской шкалы налогообложения; во время второго президентского срока Владимира Путина последовало быстрое установление контроля государства над компаниями, разрабатывающими природные ресурсы.

Как заметил в интервью The Wall Street Journal аналитик финансовой корпорации «УралСиб» Крис Уефер (Chris Weafer), в настоящее время 52% акций публично котируемых компаний в России принадлежат государству; 5 лет назад доля государства была почти в два раза меньше — только 27%.

Приватизация: слишком мало, слишком поздно

Неожиданная теплота, с которой Владимир Путин во вторник говорил о частных инвесторах, не вполне убедила аналитиков и бизнес. Как сказала в интервью The Wall Street Journal Зина Сиола (Zina Psiola) из российского инвестиционного фонда Clariden Leu, озвученные планы приватизации — «это «слишком мало, слишком поздно». По ее мнению, Россия «упустила свой шанс» стать мощной новой экономикой — по сравнению с другими производителями сырья, такими, как Бразилия и Китай.

Газета пишет, что во вторник Владимир Путин пообедал с небольшой группой портфельных инвесторов, что может рассматриваться как новый знак открытости по отношению к зарубежному бизнесу в стране, где доступ иностранцев к так называемым стратегическим секторам экономики систематически ограничивается. По данным не названных газетой источников, во встрече с премьером принимали участие, в частности, представители Capital Research Global Investors, DWS Investments, Kuwait Investment Authority и сингапурского Temasek Holdings.

The Wall Street Journal приводит мнение одного западного банкира, по словам которого, ему бросился в глаза ощутимый контраст между дружественной в отношении частного бизнеса риторикой правительства и тем фактом, что из-за строгих мер безопасности многим участникам конференции во вторник пришлось на дожде дожидаться возможности войти в здание, где проводилось мероприятие. Что касается сути заявленных властными российскими ораторами тезисов, то, как выразился в интервью тому же изданию главный стратег Альфа-Банка Рон Смит (Ron Smith), «трудно представить себе, чтобы правительство отдало контроль над крупными компаниями, хотя нельзя исключить ситуацию с продажей 50% акций плюс одну».