Наложение российско-турецкого обострения на межсирийские переговоры
На фоне межсирийских переговоров Анкара привела свои ВВС в состояние повышенной боевой готовности после того, как по ее мнению российский боевой самолет на 20-25 секунд вторгся в турецкое воздушное пространство
Читать на полной версииМногие эксперты связывают начало переговоров и инцидент с самолетом — президент Эрдоган считает свои интересы на переговорах ущемленными. Впрочем и без Турции запустить мирный процесс в Сирии будет совсем не легко. Хотя есть обнадеживающий факт, считается, что, по крайней мере, Россия и Запад склонны найти компромисс.
Президент Эрдоган с одной стороны привел турецкие ВВС в повышенную боевую готовность, но с другой предложил встречу Владимиру Путину. Судя по отношениям сторон, на сегодня очень мало шансов, что такая встреча состоится. Москва отрицает вторжение Су-34 на турецкую территорию, однако НАТО и Пентагон данный факт подтверждают.
При этом и в Вашингтоне, и в Брюсселе призывают Россию и Турцию к сдержанности и диалогу. Многие обращают внимание на то, что инцидент произошел прямо под межсирийские переговоры. Турция постоянно высказывает недовольство российской активностью в Сирии — периодически поступают сообщения о том, что турецкая армия чуть ли не роет окопы вдоль границы. Еще больше Анкару раздражают, в том числе, и российские предложения расширить участие курдов в переговорах в Женеве.
Эрдоган успел заявить, что умеренная сирийская оппозиция не намерена ехать в Швейцарию из-за постоянных российских авиаударов. Большая часть сирийских оппозиционеров базируется именно в Турции. Действительно, среди главных обсуждаемых новостей был, якобы ультиматум оппозиции официальному Дамаску: сначала прекратите операцию и только потом переговоры. Информация была опровергнута. Не исключено, что условия, действительно, выдвигались, тем не менее, это было пресечено и скорее всего не без участия Вашингтона. Госсекретарь Джон Керри дал понять сторонам, что приветствует только мирный диалог. Военного решения конфликта нет. Комментирует политолог Кирилл Коктыш.
Собственно, и представители официального Дамаска в Швейцарии также не очень приветствуют своих партнеров. Здесь, видимо, давить должна Москва. Один из руководителей асадовской делегации заявил, что, по большому счету, не понимает, с кем говорить. Список оппозиционеров не известен, в том числе и представителю ООН по Сирии Стаффану де Мистуре. Плюс в канун переговоров в шиитском районе Дамаска совершен кровавый теракт, погибли свыше 50 человек. Мистура говорит, что на диалог отпущено полгода. Продолжает политолог-арабист Алексей Малашенко.
Сирийская оппозиция выступила с заявлением о том, что готова наладить отношения с Россией, но взамен Москва должна прекратить поддерживать Асада. По традиции, главный успех переговоров в том, что их удалось начать. Другой плюс — консенсус России и Запада. Вопрос будущего Асада пока вынесен за скобки. Однако есть серьезная проблема — это недовольство Турции. Скорее всего, Кремль не будет говорить с Эрдоганом, пока он не извинится за сбитый Су-24. А есть еще и Саудовская Аравия и Иран, да и сам Башар Асад, который, судя по всему, не в восторге от перспективы ухода в отставку.