Все те же лица. Заочный арест Ходорковского поддержал его обвинитель
Заочный арест экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского признали законным. В суд второй инстанции никто из Следственного комитета не пришел. Зато прокурор оказался хорошо знаком: он уже поддерживал обвинение по одному из дел бизнесмена
Читать на полной версииМосгорсуд сегодня, 27 января, признал законным заочный арест Михаила Ходорковского по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Отмены решения Басманного суда, принятого по ходатайству Следственного комитета, пыталась добиться назначенная бизнесмену государством защитница Ирина Быханова. Появившись в суде с опозданием на час, в прошлом следователь, а ныне адвокат Быханова попросила закрыть процесс. Однако оснований для этого она не привела, а потому суд просьбу отклонил.
В ответ защитница заявила, что это нарушает и ее права, и права Михаила Ходорковского. «С меня взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия. В присутствии третьих лиц я не могу ссылаться на доказательства, подтверждающие невиновность моего подзащитного», — посетовала Быханова. Она просила отменить решение Басманного суда столицы, который 23 декабря прошлого года санкционировал заочный арест экс-главы ЮКОСа.
«Надуманные и голословные» доводы
По мнению защитницы, аргументы следствия, положенные в основу ареста, «являются надуманными и голословными», а доказательства причастности Ходорковского к преступлениям в суд не были представлены. Она отмечала, что Михаил Ходорковский «не опасен для общества». «От следствия он не скрывается, а лишь не является по вызовам следователей, поскольку не считает себя виновным. Каких-либо действий по воспрепятствованию правосудия с его стороны не производится», — говорилось в апелляционной жалобе защиты.
На заседании суда Ирина Быханова заявила, что причин для ареста экс-главы ЮКОСа не было. В частности, юрист опровергла доводы следствия о том, что, находясь на свободе, Ходорковский может оказать давление на свидетелей и соучастников преступления. «Этот довод исключается полностью. Если брать соучастников преступления, которые якобы свидетельствуют против него, то они все находятся под стражей. Что касается свидетелей, то Ходорковский о них просто не знает», — убеждала она суд. Юрист отметила, что ее клиент не сможет давить на свидетелей хотя бы потому, что «проживает за пределами РФ».
Все собранные против Ходоровского доказательства, по мнению Быхановой, являются лишь косвенными . «Никто из свидетелей напрямую не говорит, что мой подзащитный причастен к преступлению. Все они ссылаются на какие-то домыслы и слухи», — заявила она. Быханова отметила, что Ходорковский не скрывается от правоохранительных органов. Ранее он публично заявил, что больше не явится к российским следователям, так как его первый опыт общения с ними закончился печально: бизнесмена арестовали, и он провел под стражей более 10 лет. «Он им не доверяет и считает, что дело в отношении него сфабриковано», — подвела итог своему выступлению защитница.
Поскольку никто из представителей Следственного комитета в суд не явился, позицию за органы следствия высказал прокурор Валерий Лахтин. Он был гособвинителем во втором, «нефтяном» деле ЮКОСа. Проходивший в Хамовническом суде в 2010 году процесс закончился для Ходорковского 14-летним сроком (впоследствии Верховный суд снизил наказание). Валерий Лахтин детально перечислил обстоятельства новых обвинений Ходорковского.
Давнее дело
Они был заочно предъявлены ему 11 декабря прошлого года. Глава некогда крупнейшей нефтяной компании, которая была обанкрочена и перешла под контроль государства, не явился на допрос в Следственный комитет. Там Ходорковскому вменили организацию убийства и покушение на убийство двух и более лиц (ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 105 УК РФ).
По версии следствия, Ходорковский, являясь председателем правления нефтяной компании ЮКОС, в 1998-1999 годах поручил подчиненным ему сотрудникам компании Леониду Невзлину и Алексею Пичугину, «а также другим лицам» организовать убийство мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и предпринимателя Евгения Рыбина. Их деятельность, как указывает следствие, «противоречила» интересам ЮКОСа. Петухова расстреляли 26 июня 1998 по дороге на работу. Киллер также тяжело ранил его охранника Вячеслава Кокошкина. Попытки устранить в 1998-1999 годах управляющего австрийской компании East Petroleum handelsgas GmbH Евгения Рыбина не увенчались успехом. Погиб лишь водитель бизнесмена Николай Федотов, а его охранник Алексей Иванов получил тяжелые ранения. Сам Рыбин остался невредим.
Акционер нефтяной компании Леонид Невзлин и начальник 4-го отдела службы внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин за эти и другие преступления уже получили пожизненные сроки. Причем уехавшего еще в 2003 году в Израиль и получившего там политическое убежище Невзлина судили заочно. Приговоренный же в 2007 году Алексей Пичугин отбывает наказание в колонии для пожизненно осужденных «Черный дельфин». Пятеро представших вместе с Пичугиным пособников и исполнителей преступлений получили от 7,5 до 19 лет заключения.
Что же касается Михаила Ходорковского, он отсидел более 10 лет за финансовые махинации и хищения и был помилован президентом в декабре 2013 года. Его выслали в Германию.Он получил вид на жительство в Швейцарии, но в настоящее время проживает в Англии.
Как утверждал Валерий Лахтин, Ходорковский целенаправленно скрывается от следствия. «Осведомленный о явке к следователю, он грубым образом игнорирует требования закона, блокируя следственные действия с его участием для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию», — заявил прокурор. По его мнению, причастность Ходорковского к преступлениям доказывают, в частности, приговоры по делу Пичугина и Невзлина, осужденных киллеров и показания потерпевшего Евгения Рыбина.
О «правой руке» и «барахле» Ходорковского
Последний, как указал прокурор, выступил свидетелем на втором процессе по делу ЮКОСа в Хамовническом суде в 2009-2010 годах. Тогда он дал негативную характеристику Ходорковскому. Прокурор зачитал показания Рыбина. Из них следовало, что глава ЮКОСа сознательно избегал встреч с ним, не желая правовыми способами решать конфликт по продаже акций компании «Томскнефть ВНК». «Нежелание Ходорковского детально разобраться, выслушать меня, не бегать, как трусливый кролик, а принять и послушать — эти конфликтные отношения привели к трагическим последствиям: началась моя травля, на дорогах грабили и убивали моих людей, развивались целые гангстерские события, остановить которые было чрезвычайно сложно», — цитировал прокурор показания потерпевшего. По заявлению Рыбина, «все это исполняли люди Ходорковского».
Рыбин назвал Пичугина «человеком Ходорковского», одной из его «правых или левых рук». «Все эти люди, которые планировали операции и реализовывали их, все действия, направленные на грабеж компании, покушения и убийства, естественно, исходили от Ходорковского. Им больше не от кого было исходить, потому что это все его барахло, его деньги, которые он с особым цинизмом, жадностью наворовал и защищал незаконными методами», — настаивал Рыбин. Он связал два совершенных на него покушения с «разоблачительными действиями воровской деятельности ЮКОСа». «Есть масса других доказательств о причастности Ходорковского к инкриминируемым деяниям, но оглашать их сейчас преждевременно, это не будет отвечать требованиям закона», — заключил прокурор.
Отец за сына
Он просил оставить решение Басманного суда без изменения. Лахтин отметил, что при принятии решения о заочном аресте суд учитывал характеристики Ходорковского. Ранее он совершил «тяжкие и особо тяжкие преступления», которые подтверждаются приговорами Мещанского и Хамовнических судов столицы по первому и второму уголовным делам ЮКОСа. Согласно оперативным данным, с лета прошлого года обвиняемый проживает в Англии, однако его точное местонахождение не установлено.
Вызванный же на допрос в СКР отец Михаила Ходорковского Борис Ходорковский отказался отвечать на вопросы о местонахождении сына. «Находясь на свободе, он будет препятствовать расследованию», — убеждал Лахтин, отмечая, что вину в ранее совершенных преступлениях Ходорковский «не признал и не раскаялся». Кроме того, он не погасил иск налоговых органов в размере 17 млрд рублей, удовлетворенный в рамках еще первого уголовного дела, сказал гособвинитель.
Доводы прокуратуры вызвали у защитницы Ходорковского удивление. Она отметила, что районный суд при избрании меры пресечения не рассматривал вопрос о доказанности выдвинутого обвинения. «Речь, конечно, красивая, но в ней не прозвучало ни одного доказательства причастности Ходорковского к преступлению», — стояла на своем адвокат. Она отметила, что по закону отец обвиняемого имеет право не свидетельствовать против сына, а потому мог не называть его адрес.
Однако, проведя в совещательной комнате 10 минут, судья Ольга Кривоусова признала постановление о заочном аресте Ходорковского законным, отклонив апелляционную жалобу защиты. Мотивировочную часть своего решения она обещала выдать сторонам в течение трех суток.