Прогулки для библиотекаря. Наталью Шарину обвиняют во второй раз
Сегодня суд рассмотрит вопрос о продлении домашнего ареста библиотекарю Наталье Шариной. Защита будет просить отменить избранную ей меру пресечения или хотя бы разрешить ежедневные прогулки
Читать на полной версииПресненский суд Москвы 27января рассмотрит ходатайство о продлении домашнего ареста директору Библиотеки украинской литературы Наталье Шариной, обвиняемой в разжигании национальной розни (статья 282 УК РФ). Защита будет просить отменить избранную ей меру пресечения или хотя бы разрешить библиотекарю ежедневные двухчасовые прогулки. Главный довод защиты заключается в том, что женщину уже обвиняли в экстремизме, но в течение трех лет она находилась под подпиской о невыезде, а, следовательно, держать ее теперь в неволе — по меньшей мере нелогично.
Фигуранткой уголовного дела 58-летняя Наталья Шарина стала осенью прошлого года. 30 октября Таганский суд Москвы поместил ее под домашний арест. Ей инкриминировали разжигание национальной ненависти и вражды ( п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ). По версии следствия, в 2011-2015 годах директор Библиотеки украинской литературы «в нарушение Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» распространяла среди посетителей книжные издания Дмитро Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами и запрещенными к использованию». В ходе обыска в библиотеке, расположенной на Трифоновской улице, следователи изъяли печатную продукцию, «содержащую призывы к антироссийской и антирусской пропаганде». Свою вину Наталья Шарина не признала.
Во второй раз
Примечательно, что несколько лет назад библиотекарь уже проходила в качестве обвиняемой по аналогичному делу. Ее также подозревали в разжигании национальной розни.
«Однако тогда ее отпустили под подписку о невыезде, которая действовала с 2010 по 2013 годы, — рассказал Business FM адвокат Шариной Иван Павлов. — Эта мера пресечения ею не нарушалась и была отменена, поскольку в итоге с нее сняли все обвинения и прекратили дело за отсутствием в ее действиях состава преступления. Тогда Шариной принесли официальные извинения от лица государства».
Адвокат считает «нелогичным» избирать библиотекарю более строгую меру пресечения по той же статье аналогичного обвинения.
Тем более что, по мнению защитника, «обвинение в адрес Шариной сформулировано неконкретно, и из него непонятно, какие действия считаются криминальными». По словам юриста, Наталью Шарину сейчас вновь обвиняют в распространении экстремистской литературы, но не указывают, каким образом она это делала. «Ну, допустим, были эти книги в библиотеке, хотя их наличие в библиотеке еще под большим вопросом. Есть ряд очевидцев, которые присутствовали при обыске. Они говорят, что были факты подбросов книг. С этим надо будет еще дополнительно разбираться, были ли на этих книгах библиотечные штампы, и когда они были поставлены, какими чернилами, то есть очень много будет вопросов, доказана ли принадлежность этих книг библиотеке», — говорит Павлов.
По данным защитника, всего из Библиотеки украинской литературы следователи изъяли более сотни книг различных авторов, не только Дмитро Корчинского. Многие из книг не внесены в реестр экстремистской литературы Минюста России. По ним в настоящее время только назначена комплексная культуролого-лингвистическая, психологическая экспертиза.
Защита пыталась узнать название книг, отправленных на исследование. Адвокат заявил ходатайство об ознакомлении со списком литературы, но ответа из ГСУ СКР по Москве так и не получил.
Просьба о прогулках
Что же касается Натальи Шариной, после задержания она перенесла два гипертонических криза. Ее состояние здоровья оставляет желать лучшего. Еще до Нового года защита направила в Пресненский суд ходатайство с просьбой смягчить обвиняемой условия домашнего ареста, разрешив Шариной ежедневные двухчасовые прогулки. Однако оно до сих пор рассмотрено не было. Поэтому на заседании в среду защита будет просить, если не отменить арест, то хотя бы разрешить эти послабления.
В середине декабря следователи пришли с обысками к двум сотрудницам Библиотеки украинской литературы: Анне Павленко и Татьяне Мунтян. В Следственном комитете сообщили, что обе они на своих должностях числились лишь номинально. Они не ходили на работу, но зарплату получали. Если данный факт будет доказан и выяснится, что эти «мертвые души» были оформлены с ведома Шариной, то ее может ждать еще одно обвинение, на этот раз — в мошенничестве.