Доллар пробил 85: «Вернуться к 30-31 нереально»
Хватит ли средств Резервного фонда, что ждет Россию с точки зрения курсовой политики? Отвечает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин
Читать на полной версииДоллар в ходе торгов на Московской бирже 21 января пробивал отметку 85. Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин высказал в беседе с биржевым аналитиком Business FM Владимиром Левченко мнение о том, что в текущих условиях ждет Россию с точки зрения макроэкономических тенденций.
Алексей Кудрин допустил снижение до 16 долларов за бочку. Если мы посмотрим на график, то мы увидим, что примерно с конца 80-х и до момента, когда нефть уже вылетела наверх в рамках того растущего сырьевого цикла, цены колебались от 9 долларов до 40. Если посмотреть более узкий диапазон, то минимум 2001 года находится на 17 долларах за бочку. Если следовать совершенно простейшим выкладкам технического анализа, действительно, после того, как мы из большого диапазона вывалились вниз, ниже 40, 35, даже ниже 30, то действительно такая вероятность остается. В такой ситуации, что макроэкономически ждет нашу страну, с точки зрения курсовой политики?
Евгений Надоршин: Я могу сказать только одно, что те 30-31 за доллар, которые у нас были в 2001-м, нас не ждут. Это мне очевидно. Туда вернуться, с точки зрения курса, нереально. Если мы говорим про 150 рублей за доллар — это не закрытая цифра в данном случае. При этом самое главное, что возможна некая точка, пока я затрудняюсь с тем, чтобы ее оценить, когда эта достаточно вялая реакция рубля на изменение цен на нефть может измениться просто потому, что будут иные факторы. То есть долг за пределами госкорпораций, который будет покрыт резервами ЦБ, да, собственно, у госкорпораций будет, а у кого-то нет, есть иные планы, есть иные намерения, есть иные варианты, и здесь уже паническое развитие событий исключать никак нельзя.
А есть ли резервы, например? Мы понимаем, что на текущий год резервов должно хватить, плюс явно тут действительно сложно спорить с Кудриным на тему того, что какие-то налоги и вообще налоговая политика, политика сборов — эта процедура будет ужесточаться, и здесь бюджет может, наверное, пройти с каким-то меньшим курсом рубля, но это текущий год, а будут ли смотреть дальше?
Евгений Надоршин: Да, Резервного фонда, если не делать больших глупостей, комфортно хватит на этот год, вообще без проблем. Так получилось, я какое-то время назад как раз разбирался и до сих пор ковыряюсь с различными стресс-сценариями, никаких проблем я не вижу с тем, чтобы Резервный фонд закрыл этот год даже при просадке цен на нефть временной, локальной.
А дальше? Я понимаю, что у наших регуляторов отсутствует это слово вообще, такое ощущение, в сознании, у них даже сегодня, увы, оно отсутствует, а дальше, нас, жителей всех нашей страны, это волнует.
Евгений Надоршин: Да, колоссальный потенциал по наращиванию долга, до сих пор никоим образом не реализованный. Что дальше? Достаточно понятная вещь. Например, грамотные действия, которые начал делать Минфин, это позволить людям комфортно инвестировать в ОФЗ. Дело в том, что сейчас ОФЗ по ставке привлекательнее, чем депозиты в банках с меньшей надежностью, чем ОФЗ. Нет просто банков в РФ, более надежных сейчас, чем государственные, оно фактически всех поддерживает через разные инструменты. ОФЗ приносит доходность большую, нежели банковский депозит. Купить ОФЗ — это шикарный момент, освободить от налогообложения, то есть уравнять ОФЗ, корпоративные облигации, то, что пытается делать Минфин, и депозиты, с точки зрения налогообложения для физлица — шикарный ход.
Какой тогда может быть курс рубля, при котором людям, державшимся инвестиционно, понимавших развитие экономической ситуации в стране, в этом году будет привлекательным для покупки тех же самых ОФЗ, про которые ты сейчас сказал?
Евгений Надоршин: В моем понимании, 85, если мы говорим про текущее развитие событий, если вы заметили, последние два дня не в контексте идут традиционного обесценения, нефть — на 5%, рубль — 2 если, хорошо. У нас обратная история, потому что вчера дали понять, в том числе спекулянтам, что дешевый рубль — это хорошо, что государство никоим образом этому не будет препятствовать. Были выступления ЦБ, были выступления президента, по-моему, они однозначно читаются совершенно в контексте проблем, озвученных Минфином, с доходами, что дешевый рубль — это хорошо, у нас некая коррекция. Я думаю, что она может оказаться не длительной, то есть мы добежим до 85, едва ли мы решимся на поход к 90, если цена на нефть не проседает.