«Индекс расточительности» ОНФ, или как шикуют чиновники на бюджетные средства
Общероссийский народный фронт назвал госкомпании, которые в 2015 году потратили больше всего бюджетных денег на закупку дорогих авто, люксовых аксессуаров и проведение банкетов
Читать на полной версииОбщероссийский народный фронт (ОНФ) составил итоговый «Индекс расточительности» чиновников за 2015 год. ОНФ назвал госкомпании, которые на бюджетные деньги покупали дорогие автомобили, сувениры, проводили дорогостоящие банкеты и так далее.
Именно благодаря таким исследованиям прославился Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Теперь видно, что выгодную с точки зрения политического рейтинга позицию осваивают государственные структуры. Особенно это становится актуальным в выборном году.
В «Индекс расточительности» ОНФ вошли более 100 заказчиков из 40 регионов страны. Они закупили продукции на 2,5 млрд рублей. Лидером по закупкам дорогих авто стало ООО «ТТК-Связь» — дочернее общество РЖД: компания обзавелась автомобилем Mercedes-Benz S 500. Первую строчку раздела «Аренда автомобилей» возглавило правительство Вологодской области — арендовало Lexus LX570 по 1611 рублей за час работы. Следом идет Минтранс Ростовской области — заказ автомобиля с личным водителем марки Toyota Land Cruiser 200 за 1353 рубля в час.
Среди почитателей дорогой сувенирной продукции лидирует Центральная базовая таможня ФТС России: там закупили мужских часов на 62 с лишним тысячи рублей и женских более чем на 43 тысячи. Всего на закупку 40 пар часов планировали потратить 2,3 млн бюджетных рублей.
Это только часть большого пресс-релиза «фронтовиков». Составители рейтинга говорят, что реагируют на сигналы с мест, но ситуация стала потихоньку нормализовывается. Стремление к роскоши перешло от чиновников в госкомпании, говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта:
Антон Геттаруководитель проекта ОНФ «За честные закупки»«Это очередное публичное, общественное порицание расточительства бюджетных средств. Это сегодня некий инструмент по отмене такого рода закупок и предотвращения их в будущем. Таких сигналов стало меньше. Сегодня это расточительство «эмигрировало» из государственных служащих в госкомпании. Топ-менеджмент госкомпаний, госкорпораций, компаний с государственным участием пока не стремится отказываться от роскоши».
Вывод, в том числе благодаря ОНФ, таков: к чиновникам приходит понимание того, что нельзя шиковать за бюджетные деньги. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в списке нет больших компаний и громких имен — только дочерняя организация РЖД и всего лишь один люксовый Mercedes. Тем более что «Железные дороги» сейчас часто попадают под огонь официальной критики, в основном когда это касается бывшего руководства госкомпании.
Но были громкие разоблачения на региональном уровне и следом — уголовные дела. Видно, что государство борется с коррупцией, что является крайне выигрышной темой, особенно в выборный год. Начал этот процесс Алексей Навальный, и здесь государственный ОНФ выступает как бы в роли догоняющего, считает политолог Владимир Слатинов:
Владимир Слатиновполитолог«Сам факт того, что ОНФ активно перехватывает эту повестку дня, показывает: расследования Навального производили и производят довольно серьезное впечатление на общественное мнение. Сам проект ОНФ, который во всяком случае сейчас используется как канал прямой связи президента и народа, будет дальше заниматься теми проектами, которыми одновременно и параллельно занимается ФБК, но не переходя через соответствующие границы».
Минус ОНФ и всей госпрограммы по борьбе с коррупцией в том, что они действуют в четко заданных рамках. Народный фронт не может «взорвать» Интернет громким, шокирующим расследованием. Посадки губернаторов в сознании наблюдателей ассоциируются не всегда и даже не столько с коррупцией, а например, с конфликтами на местном или федеральном уровне с силовиками или региональными элитами. Тем не менее само по себе принуждение чиновников к скромности — крайне полезный проект, особенно в кризис.