«Обострять больше некуда». Кто рассудит «Газпром» и «Нафтогаз»
Глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин сообщил о повышении тарифа на транзит газа в полтора раза. Эксперты видят в этом нарушение украинской стороной условий контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Каковы подробности и последствия газового обострения?
Читать на полной версииУкраина в полтора раза подняла тариф на транзит российского газа. Об этом сообщил глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин. О том, что стоимость транзита увеличится, Киев предупреждал еще в конце декабря. «Газпром» отреагировал, потребовав от «Нафтогаза» 2,5 млрд долларов за невыбранный газ.
Стоимость транзита газа по территории Украины по контракту привязана к стоимости голубого топлива. Так было много лет, но сейчас Киев изменил законодательство: теперь тарифы устанавливает Национальная комиссия, что позволяет Украине их повысить. Слово «позволяет» относится только к украинской стороне, потому что это одностороннее нарушение договора с «Газпромом», который действует до 10 часов утра 1 января 2020 года.
Мотивация Украины понятна: цены на российский газ для европейских потребителей привязаны к ценам на нефть, российское топливо очень подешевело, а значит, упали доходы Украины с транзита. Но как ответит на резкий рост тарифа «Газпром»? Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин предполагает, что компания переведет часть объемов на «Северный поток» и пойдет в суд.
«Газпром» уже ответил: монополия выставила «Нафтогазу» счет на 2,5 млрд долларов за невыбранные в III квартале прошлого года объемы газа. Знаменитый принцип take or pay — «бери или плати», прописанный в не менее знаменитом контракте 2009 года, — один из самых важных аргументов в газовых войнах и судах Москвы и Киева.
Интересно, что еще недавно Россия как будто забыла об этом принципе. Алексей Миллер объяснил: Украина регулярно закупала российский газ, поэтому take or pay не применялся, а в III квартале Киев от закупок отказался, значит, повод есть. В итоге стороны снова встретятся в суде, а до этого никакие требования исполняться не будут, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Сергей Пикиндиректор Фонда энергетического развития«Газпром» не будет платить, после чего «Нафтогаз» подаст в стокгольмский арбитраж, и уже не одно, а два дела будут рассматриваться в арбитраже. Стокгольм как обычно все решит. Я думаю, все идет в рабочем порядке, транзит никто прерывать не будет, поставка газа на территории Евросоюза будет продолжена. Стороны в очередной раз нашли предмет для оспаривания и будут судиться по этому поводу. Обострять больше некуда: в сторону «Газпрома» и «Нафтогаза» рассматривается исков на уже более 20 млрд долларов».
«Газпром» продает топливо Европе на границе ЕС и Украины, то есть проблема транзита — это проблема российской монополии. Вряд ли «Газпром» переложит повысившийся тариф на плечи европейских потребителей, говорят эксперты. Сейчас выгоднее показать свою лояльность. Позиция примерно такая: Брюссель много лет обвинял «Газпром» в несоблюдении антимонопольного энергопакета, но вот для Евросоюза другой пример — Киев, который в одностороннем порядке, пользуясь своим монопольным положением, в полтора раза повышает тариф и ставит под угрозу поставки. Глядишь, в ЕС снова вспомнят о «Южном потоке» или же перестанут активно сопротивляться «Северному потоку-2». С этой точки зрения за повышение тарифа Киеву можно сказать парадоксальное спасибо.