Госкомпании — это тормоз или двигатель экономики? Дискуссия с таким названием прошла в четверг на Гайдаровском форуме в Москве. Участники — представители правительства, госкорпораций и частного бизнеса — говорили о тарифах, о прибыли и даже о патронах. Некоторые фразы достойны войти в историю российского бизнеса, а обычно серьезная на таких мероприятиях публика живо реагировала аплодисментами и смехом.

Без преувеличения, это была одна из самых интересных дискуссий форума. В зале — аншлаг. Кстати, на панели с участием Алексея Кудрина в предыдущий день людей было меньше. Это понятно, тема животрепещущая — госкомпании. Первый на вопрос об их роли в российской экономике пытается ответить глава Минпромторга Денис Мантуров.

Денис Мантуровминистр промышленности и торговли Российской Федерации«Вопрос — хорошо это или плохо, он всегда был, наверное, есть и будет оставаться дискуссионным. Все зависит от ситуации в макроэкономике. В среднем, в год уплачиваемых дивидендов от компаний с госучастием составляет более 200 млрд рублей. Неплохое поступление, особенно при сжимающемся сегодняшнем бюджете».

Пока выступает министр, модератор дискуссии, председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов изучает статистику и подсчитывает. 200 млрд рублей дивидендов госкомпаний — это всего 0,7% от их общей прибыли. Слово берет владелец НЛМК и Первой грузовой компании Владимир Лисин. Единственный на этой дискуссии представитель частного бизнеса. Доминирование госкомпаний убивает конкуренцию, а повышение тарифов естественных монополий — это дополнительный налог, говорит бизнесмен.

Владимир Лисинпредприниматель. Владелец транспортного холдинга Universal Cargo Logistics«У госкомпаний доступ к ресурсам выше всегда, и это вопрос неконкурентности частного сектора. Ценообразование. Ценообразование любой госкомпании заключается в следующем: либо добежать вовремя до правительства и получить тариф, получить сумму денег, которую необходимо собирать с рынка, либо собрать их за счет других участников рынка, и таким образом формируя свою прибыль. Любое повышение тарифа — это косвенное налогообложение на всех, в том числе сидящих здесь в зале».

Денис Мантуров парирует, предлагает предпринимателю самому инвестировать в компанию с госучастием, например, оборонного сектора. Как некогда это сделал президент страны, приводит в пример Андрея Бокарева.

Денис Мантуровминистр промышленности и торговли Российской Федерации«Владимир Сергеевич готов, например, войти в высокотехнологичные проекты, включая в том числе оборонно-промышленный комплекс? Так же, как и его, например, коллеги, вы, наверное, знаете Бокарева, который вошел в концерн «Калашников», это рисковый проект».

Бизнесмен и по совместительству президент Стрелкового Союза России, в ответ рассказывает о своем опыте работы с оборонным сектором.

Владимир Лисинпредприниматель. Владелец транспортного холдинга Universal Cargo Logistics«К сожалению, значительные мои попытки наладить с нашими оружейниками производство спортивного оружия ничем не увенчались, даже после того, как просто выдал конкретную гарантию по обеспечению заказа на приличный объем. Для стендовой стрельбы, тут, извините, мне надоело, я вынужден был создать собственное производство, которое, начиная от гильзы до готового продукта, делает этот патрон. Даже такие примитивные вещи, как порох и капсюль, наш оборонно-промышленный комплекс не готов делать».

Под занавес дискуссии каждый коротко говорит о своей цели на 2016-й. Глава РЖД Олег Белозеров желает так работать, чтобы через год, когда он будет выступать на Гайдаровском форуме, его речь встречали аплодисментами. Кстати, новый руководитель монополии один раз их все-таки сорвал, когда произнес фразу, достойную анналов истории российского бизнеса.

Олег Белозеровглава РЖД«Я считаю, что РЖД у нас работает, ну, как вот у нас говорят, вот как все в целом мы работаем, РЖД работает ровно так же. Коллеги, хочу сказать, что тарифы РЖД само себе не устанавливает. На это тоже нужно обратить внимание, это устанавливают государственные службы».

Время от времени модератор просит зрителей высказать мнение по поводу роли госкомпаний. Итоги голосования: публика считает, что государство в этом году либо усилит свою роль в российской экономике, либо ничего не изменится. «Плохой ответ», — резюмирует модератор. Зал в очередной раз смеется и аплодирует.