В эти выходные можно сходить в Театр Наций на необычную постановку по роману Достоевского «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте в роли князя Мышкина. В прокат выходит «антикризисная» лента культового кинокритика Романа Волобуева, который впервые попробовал себя в качестве режиссера и после написал на свой фильм разгромную рецензию, и, конечно же, долгожданный новый фильм Квентина Тарантино.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка». Фото: PR-служба «Централ Партнершип Сейлз Хаус»

ТЕАТР

Достоевский как клоунада.

На малой сцене представляют новую трактовку Достоевского. В роли князя Мышкина — Ингеборга Дапкунайте.

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

От Достоевского там одно название — это клоунада, почти как в цирке. Мышкин, Настасья Филипповна и Рогожин превращены в условные маски: белый, черный, красный клоун. Кроме Дапкунайте все роли играют мужчины, но в таком контексте это уже и не важно. На лицах грим, Настасья Филипповна и Рогожин почти не говорят: в 30 минутах, показанных прессе, они, как и Мышкин-Дапкунайте, в основном гримасничают и пищат.

Ингеборга Дапкунайтеактриса«Мне очень трудно рассказывать, какой он, потому что я себя со стороны не вижу. У нас была достаточно сплоченная работа: Достоевский нас вдохновлял, можно так сказать, а Максим нас вел».

Имя Максима Диденко работает как приманка для столичных театралов. На его счету — «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре» и «Конармия» с «брусникинцами». И то, и другое — заметные в прошлом сезоне премьеры.

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

Режиссер объяснил, что идея клоунского «Идиота» пришла ему в отпуске.

Максим Диденкорежиссер«Никто не знает, какие они — герои Достоевского. Каждый человек представляет своих героев, когда читает роман. Для меня максимально убедительное воплощение их выглядит так. Люди, которые хотят чего-то традиционного, будут возмущены или разочарованы. Но мне кажется, что случай клоунады — это тоже хорошо. Это ведь не оставит вас равнодушным в любом случае, а для меня это чрезвычайно важно».

Это спектакль — визуальный и поэтический, на крутящейся белой сцене — эффектные проекции. Сюжетные линии показывают в основном через образы. Тем, кто забыл, напомнят в программке.

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

Редактор портала «Лучший из миров» Ирина Алпатова настроена благожелательно.

Ирина Алпатоваредактор портала «Лучший из миров»«Это эксперимент. А почему нет? Мы ведь всегда смотрим на этот роман как на великую трагедию, а в нем много не то что комических, но ситуаций, которые можно решить только в жанре трагической клоунады. Они иногда по-человечески непонятны и спонтанны. И это свойство человеческой психики, которое приводит иногда не к тем результатам, к которым хотелось бы, возможно сделать именно в таком формате».

Увидеть спектакль можно 17-18, 30-31 января и 11-12 февраля, начало в 20:00. Подробнее на сайте.

КИНО

Новый Тарантино.

В широкий прокат вышел фильм «Омерзительная восьмерка».

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка». Фото: PR-служба «Централ Партнершип Сейлз Хаус»

В середине фильм прерывается антрактом, на который Тарантино заложил 15 минут. В это время на фоне черного экрана должна играть музыка, но по желанию площадки паузу можно обрезать. В московском кинотеатре «Октябрь» оставили три минуты, но и это не помешало зрителям уходить в перерыве. Необычно? Да. Оправдано? Скорее баловство, чем реальная драматургия, делится впечатлениями кинокритик Денис Данилов:

Денис Даниловкинокритик«Нюансы этого показа следующие. Во-первых, фильм предваряет увертюра — примерно 4 минуты просто классической музыки на фоне статичной заставки. Это не новый прием: у того же Кубрика, например, в «Спартаке» использовался подобный ход и, в принципе, он оправдан, потому что это задел на большое произведение искусства. Тарантино снял фильм на формат 70 миллиметров. Конечно, с пленки кино смотрится не так, как с цифры: есть характерное подрагивание изображения, не очень четкий фокус. Но сказать, что это что-то прибавило к визуальному ряду, лично я не могу. Смотреть его любопытно, но ты все-таки понимаешь, что если каждый предыдущий фильм для Тарантино был каким-то шагом вперед, здесь это больше топтание на месте».

В широкий прокат картина вышла на первой неделе после каникул, но по факту стартовала раньше, собирая первые деньги уже на праздниках.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка». Фото: PR-служба «Централ Партнершип Сейлз Хаус»

Зачем это делается — понятно, но почему так не поступают все, чтобы собрать побольше денег? Объясняет гендиректор компании «Киногарант» Андрей Терешок.

Андрей Терешокгендиректор компании «Киногарант»«Делается это для привлечения аудитории, как правило, в тех случаях, когда прокатчик уверен в так называемом сарафане, когда те люди, которые посмотрят фильм сейчас, создадут нужный фон, сформируют нужное зрительское мнение, чтобы уже в период массового проката зрителей пришло как можно больше. Так делают не часто — этот прием очень хороший как способ продвижения. Как правило, в период ограниченного проката речь не идет о каких-то серьезных деньгах из-за малого количества сеансов, но как средство продвижения картины это очень часто и вполне себе успешно используется, так что в данном случае, я думаю, это верный ход».

«Омерзительная восьмерка» — это вестерн, причем гораздо более жестокий, чем «Джанго освобожденный», и вместе с тем похожий на детективы, например, Агаты Кристи: восемь героев, где один — не тот, за кого себя выдает. Бюджет — 44 млн долларов.


«Холодный фронт» Романа Волобуева.

Долгожданный проект, созданный модными персонажами. Это режиссерский дебют кинокритика Романа Волобуева, для которого перепела «Нирвану» актриса Анна Чиповская.

Кадр из фильма «Холодный фронт». Фото: ARENA Film

Новым русским режиссерам не нужно много денег на кино. Когда в стране кризис, камеру можно одолжить у знакомых, в кадр поставить подругу-актрису, а для главного героя попросить у кого-нибудь куртку, поносить. Так сделан «Холодный фронт»: две девушки, Светлана Устинова и Дарья Чаруша, начали писать сценарий, позвали в соавторы кинокритика Романа Волобуева, который стал еще и режиссером, сами снялись в фильме, а Чаруша еще и написала музыку.

Кадр из фильма «Холодный фронт». Фото: ARENA Film

Помощи у государства ждать не стали: как писал Ричард Брэнсон, «к черту все, берись и делай», говорит Светлана Устинова.

Светлана Устиновасоавтор сценария, актриса«Мы просто хотели сделать кино, не разговаривать о том, что надо что-то сделать и что бы мы хотели сыграть, как бы мы хотели сыграть, а именно просто взять все в свои руки. Мы собирались снимать до кризиса и как раз в него попали — мы снимали в декабре в Нормандии. Это на самом деле не дороже, чем выехать куда-либо в России, просто нужно иметь смелость взять на себя эту ответственность и вывезти группу, найти там подрядчиков, которые помогут снять, и не лениться».

Режиссер Роман Волобуев, будучи культовым кинокритиком нулевых, написал на свое собственное кино разгромную рецензию: «Нарядная молодая пара, чьи отношения цементирует в основном взаимное раздражение (плюс, как выяснится позже, есть финансовые обстоятельства), манерно расстается на пороге съемного дома зимой во французской глубинке. Она уезжает на красной машинке в Париж по делам, он остается тупить в компьютер. К возвращению машинки из Парижа в доме заведется третья участница пьесы — неразговорчивая пьющая девушка из Москвы в краденой шубе».

Кадр из фильма «Холодный фронт». Фото: ARENA Film

Кинокритик Ксения Рождественская среди достоинств фильма отмечает его жанровую многомерность.

Ксения Рождественскаякинокритик«Мне очень понравилось, что можно воспринимать его с разных сторон: как просто какую-то относительную, интеллектуальную мелодраму в красивых пейзажах или как психологический триллер. Мужик изменяет своей бабе, и измена за ними теперь повсюду таскается, все их семейные посиделки портит и вообще как-то мешает жить. Можно даже как издевательство над всеми фильмами последних лет, от «Измены» до «Левиафана», там это неизвестное науке животное, которое выбрасывается на берег, которое в результате оказывается просто овцой. Это очень смешно, круто».

Кстати, рецензия Волобуева на самого себя у некоторых вызвала раздражение. Ольга Дыховичная открыто раскритиковала режиссера у себя в Facebook именно за это.