Северокорейская ядерная риторика. Пхеньян заговорил на языке водородного оружия
Заявление Северной Кореи об испытании водородной бомбы вызвала обеспокоенность не только у США и ее союзников, а также у России и Китая. В то же время политики и эксперты сомневаются, что Пхеньян, действительно, проводил такие испытания
Читать на полной версииВ Кремле вызвали обеспокоенность заявлениями КНДР об испытании водородной бомбы. Президент России поручил тщательно изучить показания всех станций измерений и проанализировать информацию. Целый ряд стран осудил северокорейские испытания водородной бомбы, в том числе Россия и Китай. Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний на основе проанализированных данных пришла к выводу, что проведенное в КНДР ядерное испытание схоже с предыдущим, осуществленным в 2013 году. «Что касается радионуклидов и благородных газов, то эта часть проверки, возможно, будет затруднена и может занять дни и недели», — сообщили СМИ со ссылкой на свои источники в организации.
Сегодня утром Пхеньян объявил о подрыве водородного заряда. Заявление было сделано в эфире национального северокорейского телевидения. В Сети есть фотографии, на которых северокорейцы стоят на площади в Пхеньяне, смотрят новостной сюжет об успешном взрыве на большом экране и аплодируют:
«Тест первой водородной бомбы нашей республики был успешно проведен в 10 утра 6 января 2016 года. КНДР не откажется от своей ядерной программы, пока США проводят свою враждебную политику».
Южная Корея сразу после заявления пообещала ответить на «провокацию» и инициировала созыв экстренного заседания Совета безопасности ООН. Южнокорейский телеканал YTN проиллюстрировал в эфире сюжет об испытании водородной бомбы в КНДР кадрами советской кинохроники 1953 года. Ранее СМИ сообщили о зафиксированном подземном толчке в районе ядерного полигона Пхунгери. Китайские власти даже эвакуировали население от своей границы с Северной Кореей.
Впрочем эксперты сразу нескольких стран сомневаются, что северокорейцы взорвали именно водородную бомбу, однако испытания любого ядерного оружия КНДР противоречит резолюции Совета Безопасности ООН.
Алексей Яблоковдоктор биологических наук, член-корреспондент РАН«Тут эксперты, действительно, правильно сомневаются, потому что переход от атомного оружия к водородному оружию, термоядерному, — это серьезный технологический прорыв, ведь атомные бомбы — довольно примитивная штука, это просто расщепляющийся уран, можно сделать критические массы, и все получится. Это на основе расщепления. А термоядерное оружие - это уже на основе синтеза. Это нужно, чтобы был плутониевый запал, чтобы вокруг него специальная оболочка. То есть это серьезное технологическое совершенство по сравнению с атомным оружием. Но я хочу, что сказать. Смотрите, 15 декабря начальник Кореи сказал, что они создали водородную бомбу, а 21 декабря с подводной лодки у берегов Северной Кореи был проведен запуск баллистической ракеты, не ядерной, конечно, но баллистической ракеты. Почему об этом я вспоминаю? Потому что само по себе наличие ядерного или термоядерного, водородного оружия никакого значения не имеет, если нет средств доставки. Похоже, они всерьез защищаются от всего мира. Максимальная мощность водородной бомбы — это бомба, которая была создана профессором Сахаровым. 58 мегатонн, не килотонн. Обычные ядерные сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы атомные были 20 килотонн. Ведь смысл создания этой водородной бомбы любой в том, что она на порядок больше мощность имеет, чем атомная бомба. Вот наши подземные испытания, которые были. Это все бомбы мощностью 10-15 килотонн. 6 килотонн — это очень маленькие. Что-то не похоже на водородную бомбу. То, что происходит с Северной Кореей, действительно, нас должно очень тревожить. И вот такое поведение Северной Кореи, вышедшей из Договора о запрещении ядерных испытаний, вообще ведущей себя нецивилизованно, — это серьезный вызов безопасности РФ. А что делать с этим? А кто его знает. Вы знаете, это проблема. Что делать с такими странами-изгоями? Кстати, в Индии и Пакистане нет ядерного оружия, у них там только атомные бомбы. Хотя страны — могучие. Особенно Индия. И могли бы там сделать. Это еще дополнительное сомнение, что в Корее сделали водородную бомбу. Действия Пхеньяна не могут привести к эскалации ядерных испытаний. Однозначно нет. Потому что эскалация ядерных испытаний возможна при каком-то техническом, политическом напряжении. Я думаю, что Корея провела эти испытания, нагнетая всю эту обстановку, в значительной степени чтобы держать свой народ в подчинении. Вот Корея находится в кольце врагов, вот нужно все силы бросать на вооружение. Она ведь всерьез не собирается ни на кого нападать. Кстати, они заявили, что они никогда не нападут первыми ни на кого».
МИД России опубликовал официальный комментарий:
«Если факт проведения испытания подтвердится, то это станет новым шагом Пхеньяна на пути развития ядерного оружия, что является грубым нарушением норм международного права и имеющихся резолюций Совета Безопасности ООН. Все заинтересованные стороны должны избежать действий, которые могут вызвать эскалацию напряженности в регионе».
Япония усилит координацию с ЕС в связи с испытанием КНДР. Токио также может ввести новые санкции в отношении Северной Кореи. Соединенные Штаты пока не подтверждают проведение ядерного испытания в КНДР. США в очередной раз заявили, что не примут КНДР в качестве ядерного государства, будут оберегать и своих союзников в этом регионе, в том числе и Республику Корею, а также отреагируют на любую северокорейскую провокацию. Франция назвала действия КНДР «неприемлемым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН». Британский глава МИД Хэммонд, находящийся сейчас в Китае, заявил, что Лондон и Пекин выступают против северокорейских ядерных испытаний. Хэммонд также призвал к ужесточению санкций против КНДР. Реакцию политиков и возможные последствия комментирует ведущий научный сотрудник центра корейских исследований Института стран Дальнего Востока Константин Асмолов.
Константин Асмоловведущий научный сотрудник центра корейских исследований Института стран Дальнего Востока«Северная Корея в очередной раз проигнорировала резолюцию ООН, показала, что никто не указ. И в этом контексте естественно даже Москва и Пекин присоединятся к осуждающим голосам, тем более, что, несмотря на то, что они не являются недругами Северной Кореи, при этом они довольно четко и последовательно выступают за нуклеаризацию Корейского полуострова. Те, кто не любят север, получили лишнее доказательство того, что у Северной Кореи теперь есть водородная бомба. Хотя, в общем, не важно, есть или нет. Те, кто стоят, на сохранении статуса «кво», тоже не очень довольны, потому что нынешний миропорядок держится отчасти на том, что ядерное оружие есть у ограниченного круга лиц, и его расширение несколько подрывает устой. Но в целом, с другой стороны, нужно помнить, что взрывное устройство — это еще не бомба, потому что оно может не обладать тем уровнем, чтобы взорвать ее где-то, кроме как на своей территории. Кроме того, надо помнить, что нормальные ракетные технологии у Северной Кореи толком не отработаны. И даже с точки зрения общеполических вещей, вероятность того, что север применит ядерное оружие да еще и в агрессивной войне, близка к нулю. Даже если исходить из стандартной трактовки того, что Ким Чен Ын в первую очередь интересует собственная безопасность, хотя это не совсем конкретно, то даже с этой точки зрения, ему, естественно, нет риска делать вещи, которые являются политическим самоубийством. Я думаю, вы сами понимаете, что когда какая-то страна, особенно вне ядерного клуба, применяет первой ядерное оружие да еще и в агрессивной войне, международное сообщество сочтет естественным любой ответ, в том числе ответ ядерный. Северокорейская ядерная риторика — это даже не шантаж, а, скорее всего, попытки выгибать спину и шипеть со словами не тронь меня».
Эксперты говорят: «Мало у кого есть достоверная информация о том, что происходит в ядерном комплексе Северной Кореи, — только у спецслужб. Но и они знают далеко не все. Все-таки Северная Корея — это самая закрытая страна мира».