Ирано-саудовский кризис грозит новой эскалацией
Саудовская Аравия и Иран могут оказаться на грани войны после казни шиитского проповедника Шейха ан-Нимра. Конфликт стран обнажил много нерешенных проблем
Читать на полной версииСаудовская Аравия объявила, на каких условиях восстановит дипломатические отношения с Ираном. Это произойдет, когда Тегеран прекратит «вмешиваться во внутренние дела других стран». Так заявил постоянный представитель Саудовской Аравии при ООН Абдалла Аль-Муаллими.
Сегодня Кувейт отослал своего посла из Исламской республики, став уже четвертой страной, разорвавшей с Ираном дипломатические отношения. Ранее, после Саудовской Аравии, так же поступили Бахрейн и Судан.
Казнь шиитского проповедника Шейха ан-Нимра поставила Саудовскую Аравию и Иран на грань войны. Кто и почему это решение принимал?
Одна из версий, которая обсуждается в прессе, — что шиитский проповедник Нимр перестал интересовать саудитов как политический заложник. Интересно, что казнь совпала с прекращением перемирия в Йемене, где дела у саудитов складываются не очень. Военный альянс во главе с Саудовской Аравией несет большие потери и в технике, и в людях, а йеменские повстанцы — хуситы движения «Ансар Алла», которые пользуются негласной поддержкой Ирана, совершают вылазки на саудовские территории. И это камень в огород министра обороны, принца Мохаммеда, сына 80-летнего короля Салмана, который хотел бы стать наследником трона и, как считается, оказывает на отца большое влияние.
В саудовской правящей верхушке неспокойно. Еще в сентябре британская газета The Times писала: «Саудовские принцы призывают к дворцовому перевороту против больного короля». Якобы среди членов королевской семьи обсуждаются письма о том, что два принца манипулируют 80-летним Салманом, чьи умственные способности ослабли. В семье не исключают, что король страдает слабоумием. Впрочем, эти письма, ранее опубликованные на неком ресурсе, базирующемся в Лондоне, выглядят весьма сомнительно. И вряд ли казнь шиитского проповедника произошла без согласия короля, говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
Некоторые западные СМИ уже назвали это «большой ошибкой» саудитов. Казнь шиитского проповедника в глазах Ирана — не только преступление, но оскорбление, ведь он был казнен заодно с суннитскими джихадистами. Но борьба, похоже, идет не только за саудовский трон, но и за гегемонию в регионе.
Между тем Саудовская Аравия сама может пострадать от развязанной ею войны на мировом нефтяном рынке, пишет The Washington Post. Мировые цены на нефть продолжают расти.