Расчет тарифов «Платона» проводила компания партнеров Ротенберга. При этом еще в 2012 году у Минэкономразвития были вопросы к расчетам, но они были проигнорированы. Об этом сообщает ВВС со ссылкой на свои источники и на официальные документы. В опубликованном журналистами мини-расследовании поднимаются два главных вопроса: о расчетах тарифов Платона и о том, кто их проводил.

Представитель принадлежащей партнерам Аркадия Ротенберга группы «Н-Транс» Анна Вострухова сообщила ВВС, что компания КИК «Транспроект» никогда не входила в структуру холдинга. Гендиректор оператора Платона «РТ-Инвест» Александр Советников подтвердил работу в КИК «Транспроект», но сообщил, что проект расчетов тарифов не входил в его компетенцию.

Оператор системы «Платон», по закону, должен был быть определен по результатам конкурса. Документ, опубликованный накануне Фондом борьбы с коррупцией, юридически не является концессионным соглашением, заявил старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко, который по просьбе Business FM внимательно изучил более 300 страниц текста.

В понедельник Алексей Навальный в своем блоге разместил ссылку на документ, который политик назвал тем самым засекреченным договором между Росавтодором и компанией «РТ-Инвест транспортные системы». К тому, что компания, наполовину принадлежащая Игорю Ротенбергу, без конкурса получила право создать и обслуживать систему «Платон», у экспертов было много вопросов.

В ответ на это глава «Ростеха» Сергей Чемезов, который в свое время и настоял на отмене конкурса, заявил, что от него отказались, чтобы не допустить «возможности утечки из России очень чувствительной информации, так как система «Платон» — на сегодня одна из крупнейших систем телематики в мире». Впрочем, эта аргументация убедила далеко не всех, кто следит за этой историей.

В Росавтодоре, отвечая на запрос Business FM заявили, что порядок выбора концессионера обеспечен в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях». В ведомстве не подтвердили подлинность опубликованного ФБК документа, как и в компании «РТ-Инвест».

Старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко
также подчеркивает, что его комментарий относится конкретно к тому, что опубликовал фонд.

Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«Суть классического концессионного соглашения заключается в том, что у государства есть имущество, которое им используется неэффективно, и оно заключает договор о его эффективном использовании с частной компанией. Соответственно, компания использует это имущество, и часть дохода от его использования отчисляет государству. Государство при этом сохраняет право собственности. Это классическое концессионное соглашение. В нашем случае суть опубликованного документа заключается в том, что частная компания создает с нуля систему взимания платы за пользования федеральными автодорогами, осуществляет сбор средств с большегрузного транспорта и передает эти средства в бюджет. Это не концессия, в юридическом смысле этого слова. Вот моя общая оценка этому документу. Если речь идет о заключении классической концессии, то она должна заключаться на торгах. И в случае если эти торги являются закрытыми, тогда, действительно, соглашение, которое на этих торгах заключается, может быть засекречено и может быть под грифом коммерческой тайны. Но в любом случае основные условия конкурса, который должен был бы быть проведен, они являются открытыми. Потому что понятно, что любой претендент должен знать, на каких базовых условиях заключается соглашение, в отношении которого объявлен конкурс. В данном случае конкурса не было. Соответственно, те стороны, которые заключали этот договор, могли поставить гриф коммерческой тайны и, действительно, могли его засекретить. Но это абсолютно особый режим, и он к российскому законодательству о концессиях не имеет никакого отношения. Из текста, опубликованного, следует, что компания получает, действительно, 10 с лишним млрд рублей за определенный набор услуг, которые она оказывает государству. Это нормальная бизнес-практика: компания оказывает услуги и получает плату от государства. Что касается суммы, то ее обоснование — это вопрос переговоров сторон, это вопрос, конечно, экономического расчета. Почему не был проведен конкурс — это самый непрозрачный вопрос во всей этой истории. Изначально на данные работы государство собиралось проводить конкурс, и в нем должны были участвовать множество компаний, в частности, Siemens собирался участвовать в этом конкурсе. Потом внезапно конкурс отменили, и вышло распоряжение правительства, которое обязало Росавтодор заключить концессионное соглашение с «РТ-Инвест». По закону о концессионных соглашениях, конкурс на их заключение должен проводиться. Открытый или закрытый, не имеет значение. Закрытый, например, он мог бы быть, если речь идет о стратегических интересах Российской Федерации, но в любом случае это должен был быть конкурс. Без конкурса подобного рода соглашения заключаются в основном в двух случаях. Если первый конкурс, который был объявлен несостоявшимся, в нашем случае конкурс вообще не объявился. Или речь идет об объектах теплоснабжения, очевидно, что в нашем случае ни о каких объектах теплоснабжения речи быть не может. Поэтому, на мой взгляд, при заключении данного соглашения должен был быть конкурс».

В то же время другие СМИ подробно разбирают цифры, указанные в тексте, опубликованном ФБК. Согласно документу, договор подписан на 12 лет. Каждый год компания «РТ-Инвест» будет получать 10,6 млрд рублей. Выплаты должны частично индексироваться в рамках инфляции. Если соглашение подлинное, то полугодовая выплата не может быть ниже 46,92% от базовой ставки. Оператор должен установить 481 рамку, с помощью которых грузовики будут проверять. Пока что поставили только 20 штук. За некачественную работу «Платона» предусмотрены штрафы. Но наказать компанию можно только в последний год действия контракта.