Предлагаем вам открыть вклад на три года и получить 77% годовых. Это предложение прозвучало в офисе одного из банков из первой двадцатки рейтинга. На вопрос, как банк сможет обеспечить доходность, которую в свое время получали только клиенты МММ и то недолго и не все, оператор ответил: «30% вклада пойдет на депозит, 70% мы инвестируем в современные биотехнологические и фармацевтические компании. За три года вы получите 77%».

О том, что при такой схеме можно не заработать ничего или вовсе все потерять, сотрудник банка умолчал. Скорее всего, эта информация есть в договоре, который неискушенные в финансовых тонкостях клиенты подмахнут, не глядя. Но насколько допустимо банку под видом вклада предлагать рискованные инвестиционные инструменты? Рассуждает вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

Алексей Вязовскийвице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом»«Это какой-то продукт, совмещенный с депозитом и какими-то инвестициями, будь то облигации или акции, но, в общем, это достаточно рисково, и я не понимаю, как его можно вообще структурировать. То есть, депозит — это один договор, договор доверительного управления, или брокерский договор, или ПИФ, а это совершенно другой договор. В общем, банки идут по краю, как мне кажется, когда предлагают это в одной корзине».

Смесью обычных вкладов и рискованных инструментов торгует не один банк. Всего несколько лет назад еще одна кредитная организация из ТОП-100 предлагала своим клиентам угадать курс евро-доллар. В случае удачи обещала по вкладу 40% годовых, а иначе — 2%. То, что выиграть в рулетку проще, чем спрогнозировать курс, никто не упоминал. Банк зарабатывал на финансовой безграмотности клиентов. В случае с предложением получить 77% годовых речь идет примерно о том же.

Есть и более интересная версия. С помощью подобных продуктов кредитная организация может избавляться от плохих акций в своем портфеле. Бумаг тех самых биотехнологических и фармацевтических компаний. Банку известно, что они не будут расти, акции продают клиентам, а в договоре, опять же, прописано, что доход никто не гарантирует. В любом случае, по закону, банки могут предлагать своим клиентам рискованные инвестиции. И до определенного момента даже не спрашивать, понимает ли вкладчик, что будет с его деньгами, объясняет директор аналитического департамента ИК «О’кей брокер» Владимир Рожанковский.

Владимир Рожанковскийдиректор аналитического департамента ИК «Окей брокер»«Банки имеют право предлагать эти продукты. Они имеют право предлагать все, что угодно. Однако все, что ниже депозитов и облигаций высокого рейтинга, подлежит раскрытию и подлежит подписанию специального договора с клиентом о том, что он понимает риски. Нельзя продавать акции клиенту, у которого это последние деньги, который, грубо говоря, взял и проинвестировал половину своей пенсии в акции, это запрещено».

По прогнозам главы «Сбербанка» Германа Грефа, в следующем году с рынка уйдут 10% кредитных организаций. Треть банков подошли к концу года с убытками. Ситуацию называют крупнейшим за последние двадцать лет кризисом банковской системы. Надо выживать. Отсюда, наверное, и заманчивые предложения о 77% годовых. Очень нужны деньги.