Без права на образование. Ливанов предложил не принимать в вузы троечников
По мнению министра, выпускники с удовлетворительными оценками в аттестате не способны осваивать программу высшего образования. Сами преподаватели опасаются, что такой подход к оценкам усилит коррупцию и гонку за оценками, а не за знаниями
Читать на полной версииМинистр образования предложил не принимать в вузы троечников. Выпускники с удовлетворительными оценками в аттестате, по мнению Дмитрия Ливанова, «не способны осваивать программу высшего образования». Об этом он сказал на заседании Совета российского союза ректоров. При этом министр не уточнил, имеются ли в виду профильные для высшего учебного заведения предметы или все подряд, или касается это, например, только бюджетных мест. Подход слишком формализован, а возврат к аттестатам может привести к коррупции, считает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Ирина Абанкинадиректор Института развития образования ВШЭ«Насчет того, что отсечение с тройкой в аттестате по любому предмету, я не видела в письменном виде. Документы должны быть в феврале. Правила приема, которые как рекомендации выдвинуло Министерство образования и науки, именно выдвинуло, там таких жестких требований нет, но давайте дождемся окончательных документов и посмотрим. Мне не хотелось бы доводить до абсурда. «Тройка» — это удовлетворительная оценка, человек освоил по этому предмету в уровне, достаточном для того, чтобы получить аттестат, поэтому она не может быть препятствием для продолжения образования. Во-первых, это субъективное отношение, очень сильно зависит от критериев оценивания конкретной школы, конкретного педагога, сложившихся взаимоотношений, поэтому возвращаться к тому, какая оценка стоит в аттестате, причем показанная не на итоговой аттестации, не на экзамене, а просто по результатам года, может сложиться очень много причин. Я не думаю, что запретительная мера даже подавать документы может сработать. Главное, что если она будет действительно в таком формате введена, это вызовет бум коррупции за эти оценки, которые есть, которые будут просто, что называется, нарисованы в тех или других аттестатах».
Есть риск, что возможности жителей столичных городов резко сократятся, поскольку уровень знаний и критерии оценки в некоторых регионах намного ниже, а тройка в аттестате — это далеко не показатель умственного развития человека, полагает преподаватель факультета довузовской подготовки ВШЭ Наталья Владыко.
Наталья Владыкопреподаватель факультета довузовской подготовки ВШЭ«Вот чистый балл полностью будет переклинивать в пользу провинции. Сейчас они приезжают очень слабенькие. Я точно знаю, по Вышке, в том числе. Качество понизится. Я сразу оговорюсь, я говорю о дисциплинах своих — история, обществознание, гуманитарные. Потому что, может быть, математика, там эвристический подход, может быть, он семи пядей во лбу, там отдельные дети могут быть звездами, бриллиантами, но они зато всегда выигрывают в олимпиадах, во-первых. Во-вторых, не обязательно, будучи сильным математиком, он отличник, у него запросто может быть математика прекрасной, а как раз по русскому или истории «тройка».
Возможно, министр образования имел в виду все-таки результат ЕГЭ, а не аттестат, поскольку последний совсем не отражает реальных знаний, сомневается директор Центра образования №48 Ефим Рачевский.
Ефим Рачевскийдиректор Центра образования №48«Мы же сегодня аттестат не смотрим, смотрят результат ЕГЭ, который не очень влияет на содержимое аттестата. Аттестаты бывают до такой степени наполнены «пятерками», что даже тошнит. Достаточно часто возможны ситуации, совсем недавние, когда аттестат хорош, а по ЕГЭ ситуация провальная. Скорее всего, имелся в виду троечник, как ситуативный момент в жизни человека, хотя практика показывает, что троечник в школе может быть абсолютно успешен в вузе, а отличник в школе может быть абсолютно неуспешен в вузе. Скорее всего, министр имел в виду не аттестат, а результаты ЕГЭ. Я полагаю так. Есть такая категория людей — успешный троечник. Это тот человек, который соизмеряет свои желания со своими ресурсами и возможностями, в том числе и со своим временем. Есть такие люди, которые гениально делают репортажи, но с химией дела очень плохи. Что же теперь, его не брать на филологический факультет?»
Комментариев от Минобрнауки Business FM получить не удалось. Ранее в Минобрнауки сообщили, что около 95% старшеклассников получили «зачет» по итоговому сочинению. Наиболее популярной темой сочинения стала «Любовь», ее выбрали более половины выпускников.