Осужденного за взятку экс-главкома Сухопутных войск могут вернуть на службу
Военный суд сегодня, 23 декабря, смягчил приговор бывшему главкому Сухопутных войск России, генерал-полковнику Владимиру Чиркину. Обвинение в получении взятки в 450 тысяч рублей было переквалифицировано на мошенничество, а реальный срок в 5 лет заменен штрафом
Читать на полной версииМосковский окружной военный суд сегодня заменил наказание в 5 лет лишения свободы на штраф в 90 тысяч рублей бывшему главкому Сухопутных войск России, генерал-полковнику Владимиру Чиркину. Он был осужден за получение взятки (часть 5 статьи 291 УК РФ) в размере 450 тысяч рублей от бывшего военнослужащего за выделение ему жилья. Однако вышестоящий суд решил, что это было мошенничество (часть 3 статьи 159 УК РФ). После оглашения решения, генерала, который успел отсидеть 4 месяца, освободили в зале суда.
К рассмотрению апелляционной жалобы осужденного и его защиты Московский окружной военный суд приступил еще полторы недели назад. Все это время лишенный звания и наград генерал и его защита пытались убедить судей второй инстанции вынести оправдательный приговор. Генерал настаивал, что не был мздоимцем, а посредники, которые дали против него показания, его оговорили, чтобы самим избежать уголовной ответственности. Чиркин просил отменить приговор Московского гарнизонного военного суда.
14 августа этого года суд первой инстанции признал Владимира Чиркина виновным в получении взятки в крупном размере (часть 5 статьи 290 УК РФ). Ему грозило от 7 до 15 лет лишения свободы или штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки. Однако суд с учетом заслуг военного назначил ему наказание ниже низшего предела — 5 лет. Генерал, находившийся во время процесса под подпиской о невыезде, был лишен воинского звания, госнаград и арестован в зале суда.
Как установил суд, преступление генерал совершил в 2008 году, когда занимал должность заместителя командующего войсками Московского военного округа. За 450 тысяч рублей он согласился помочь с вопросом улучшения жилищных условий вышедшему в отставку майору Владимиру Лопанову. Тот проживал в двухкомнатной квартире в Наро-Фоминске вместе с женой и семьями двух своих взрослых детей. Несмотря на то, что отслуживший 20 лет бывший начальник инженерной службы 5-й отдельной танковой бригады по закону имел право на улучшение жилищных условий, он так и не смог получить более просторное жилье. Помочь ему вызвались бывший военный Дмитрий Линов, который представился сослуживцем генерала, и знакомый последнего Александр Нечаев. За 20 тысяч долларов они пообещали добиться выделения Лопанову нового жилья. Согласно фабуле обвинения, посредники получили в два приема 510 тысяч рублей, оставив себе по 30 тысяч. Оставшуюся сумму они передали генералу. Однако квартирный вопрос так и остался нерешенным. «Однушку» в Наро-Фоминске, которую пообещали мужчине, не освободили. Обманутый отставник обратился в правоохранительные органы. Было возбуждено дело.
Взяткодателю и посреднику предъявили обвинение в «даче взятки» (статья 291 УК РФ). Однако впоследствии их освободили от уголовной ответственности, поскольку все трое «активно способствовали раскрытию и расследованию преступления» и дали показания против генерала. В суде они предстали в качестве свидетелей.
На заключительном заседании в апелляции адвокат Владимира Чиркина Андрей Кондауров заявил о недоказанности обвинения. Он утверждал, что оперативно-розыскные мероприятия, в частности, скрытая запись встречи Чиркина с Линовым в подъезде, были оформлены с нарушениями закона, а потому их нельзя считать доказательствами. В свою очередь, представитель прокуратуры заявил, что, на его взгляд, доказательств вины генерала вполне достаточно, а приговор гарнизонного суда «законный, обоснованный и справедливый». «Прошу оставить его без изменения, а апелляционную жалобу защиты — без удовлетворения», — попросил представитель гособвинения.
Прежде, чем судьи удалились в совещательную комнату, Чиркин обратился к ним с последним словом. Осужденный, которого пришли поддержать множество родственников и сослуживцев, поведал о своих боевых заслугах и заверил, что никогда взяток не брал. «Я посвятил свою жизнь служению Родине, участвовал в обеих чеченских кампаниях, имею ранение и контузию, награжден четырьмя орденами, закончил три военных вуза», — начал он. Генерал заявил, что порядка 300 раз участвовал в решении жилищных вопросов своих подчиненных, «и никогда не было никакого намека» на то, что кто-то должен его «отблагодарить». «Я не признаю своей вины в том, что я не совершал», — резюмировал осужденный.
Выйдя из совещательной комнаты, судьи изменили приговор. Они переквалифицировали действия экс-главкома с части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере),на часть 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). Назначенный Чиркину срок был заменен штрафом в 90 тысяч рублей, а осужденного освободили в зале суда. Также фигуранту вернули воинское звание и все награды.
Стоит отметить, что переквалификация действий позволит Владимиру Чиркину вернуться на военную службу. «Назначение штрафа подразумевает возможность оставления на военной службе, тогда как даже при условном сроке человек подлежит увольнению», — прокомментировал Business FM решение судей адвокат Роман Скляр, ранее защищавший генерала. Впрочем, он добавил, что не знает о планах своего бывшего клиента вернуться на службу, и заметил, что «теоретически такая возможность остается»: служить бывший главком, встретивший 60-летний юбилей в СИЗО, может по закону до 65 лет.
После скандала с возбуждения дела Владимира Чиркина не уволили, а оставили в распоряжении кадров Минобороны. О том, что генерал может вернуться в строй, свидетельствует письмо первого заместителя министра обороны, начальника Генштаба Вооруженных сил России Валерия Герасимова. Еще когда шел процесс, он обратился к суду с просьбой в случае признания подсудимого виновным назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы. Свою просьбу замминистра мотивировал тем, что военное ведомство предполагает использовать Чиркина «с его знаниями и опытом военачальника».