СК объяснил причины обысков в «Открытой России» Михаила Ходорковского
Они связаны с международными судебными исками от бывших акционеров «ЮКОСа» о взыскании с России более 50 миллиардов рублей. Следствие интересует, насколько законным было приобретение ими акций «ЮКОСа» и распоряжение этими акциями
Читать на полной версииКак заявил представитель СК Владимир Маркин, в рамках проверки сведений о легализации денежных средств, вырученных от продажи ранее похищенного имущества, проведены обыски у индивидуальных предпринимателей и иных лиц. СК предполагает, что они финансировались организациями, которые могли быть связаны с бывшими руководителями «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским и Леонидом Невзлиным.
Во вторник утром стало известно, что обыски прошли в квартирах сотрудников движения «Открытая Россия» и пресс-секретаря экс-главы «ЮКОСа» Ольги Писпанен. К чему могут привести эти обыски? Рассуждает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«На мой взгляд, независимо от того, обнаружат что-то следственные органы в процессе проведения обысков или не обнаружат, это никак не повлияет на исполнение решения Гаагского суда. Третейский суд в Гааге совершенно однозначно высказал позицию о том, что он имеет юрисдикцию рассматривать этот спор, и он считает, что у акционеров «ЮКОСа» собственность была изъята незаконно. Таково его решение, и вряд ли это решение будет пересмотрено в процессе апелляционного обжалования уже в городском суде Гааги. Все то, что сейчас происходит, независимо от результатов, никакого влияния на тот процесс, который идет в городском суде Гааги оказать не сможет. Я думаю, что единственное чего добиваются, здесь я ухожу в область фантазий и спекуляций, я думаю, что это способ оказать давление на акционеров «ЮКОСа» с тем, чтобы они каким-то образом приостановили те юридические действия, которые они предпринимают во Франции, в Бельгии и США, чтобы они приостановили свои действия, связанные с поиском активов Российской Федерации и попытками обратить на них взыскание. Ну и каким-то образом договориться. Поскольку у Российской Федерации практически нет правовых оснований для пересмотра решений в Гааге, России нужно предъявить какие-то козыри на этих переговорах и нужно каким-то образом оказать давление с тем, чтобы каким-то образом урегулировать этот вопрос».
Когда начались обыски, «Открытая Россия» опубликовала на своем сайте скрин постановления. Где было сказано, что Следственные действия связаны с делом «Апатита». Оно касается приватизации акций комбината, произошедшей еще в 94-м году. Уголовное дело о том, что приватизация была незаконной, было возбуждено только в 2003-м. О деле «Апатита», и о том, чем оно закончилось, говорит адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.
Вадим Клювгантадвокат Михаила Ходорковского«По эпизоду, связанному с «Апатитом», по которому оно было возбуждено в 2003 году, завершилось приговором Мещанского суда в 2005 году, это первый приговор Ходорковского и Лебедева. Там были эти эпизоды. После этого, однако, это дело осталось жить, и, как мы видим, оно живет до сих пор, побив все рекорды долгожительства с тех пор, то есть это уже больше 12 лет оно живет, и оно превратилось в основное дело ЮКОСа, из которого, как черти из табакерки, в течение всех этих 12 лет выскакивали бесконечные выделенные дела по совершенно разным эпизодам, событиям, людям. И так до сих пор оно используется, как некая бездонная бочка, внутри которой можно делать все, что пожелают товарищи из следственной группы Следственного комитета».
Сам Ходорковский написал в Twitter: «Обыски в «Открытой России» после встречи с журналистами. Опять «Апатит». Повторение 2003-го. Путин стал предсказуем. Хоть где-то стабильность». Ходорковский заявил журналистам, что считает это «откровенным давлением», и, несмотря на это «Открытая Россия» не будет перенесена в другую страну. Обыски прошли в квартирах сотрудников организации и в Москве, и в Петербурге, а также в петербургском офисе партии ПАРНАС.
Не закончились ли сроки давности у этого дела, и почему к нему снова вернулись, Business FM спросила у Владимира Колесникова. Во время процесса по первому делу ЮКОСа он занимал должность заместителя генерального прокурора России.
Владимир Колесниковбывший заместитель генерального прокурора России«Дело в том, что обыски, которые проводились в 2003 году, могли преследовать совершенно другие цели и другие составы. А нынешнее возобновление или возбуждение уголовного дела и проведение следственных мер по какому-то вновь открывшемуся обстоятельству, это возможно. Это предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом нашей страны. Главное, чтобы это было объективно, основано на соответствующей нормативной базе. Я знаю, что те, кто проводит следственные действия, это профессионалы высочайшего порядка, тут у меня нет никаких сомнений в объективности проведения этих следственных действий. Новые обстоятельства, в том числе и показания могут быть, и следственные действия, которые проводились по какому-то другому делу, но они дали основания обратить внимание на то, чем мы когда-то занимались, что не доработали вот этот эпизод. Тут очень много составляющих, которые могут послужить поводом для принятия процессуального решения».
Между тем, как раз перед обысками РБК сообщило, что бывшие акционеры «ЮКОСа» решили забрать российскую собственность у Air France. И сумели заблокировать платежи французских компаний по контрактам с российскими госпредприятиями. Такие выводы можно сделать из недавнего решения Парижского апелляционного суда. Он в прошлую пятницу отказал России в приостановке исполнения гаагских арбитражных решений, позволив бывшим акционерам «ЮКОСа» продолжать аресты российского госимущества.
Какие именно активы попали под арест, не уточняется. Но в документе упоминаются компании Arianespace и Eutelsat. У них есть контракты с Роскосмосом на запуск спутников с помощью российских «Союзов» и «Протонов». Что касается Air France — по мнению юристов, могут быть заблокированы ее платежи в адрес «Аэрофлота» за пролеты над Сибирью.