Сотрудники правоохранительных органов устроили обыски в квартире пресс-секретаря Михаила Ходорковского Ольги Писпанен и сотрудников движения «Открытая Россия», основанного бизнесменом. Следственные действия связаны с так называемым «основным делом ЮКОСа», возбужденном еще в 2003 году. Это подтвердил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

В постановлении следствия, скриншот которого выложен на сайте «Открытой России», говорится, что обыски проходят по фактам причинения имущественного ущерба государству и компании «Апатит». С дела «Апатита» когда-то начались судебные разбирательства вокруг ЮКОСа. Оно касается приватизации акций комбината, произошедшей еще в 1994 году. Уголовное дело о том, что приватизация была незаконной, было возбуждено только в 2003 году. О том, что ищет следствие в квартирах сотрудников «Открытой России», Business FM спросила у их адвоката Сергея Бадамшина:

Сергей Бадамшин: Насколько мне стало известно, тут порядка 10-ти, а то и больше обысков, со слов оперативных сотрудников.
В связи с чем, что именно ищут?
Сергей Бадамшин: Что ищут? Ну, все, что хотят, то найдут. Цели, видимо, не совпадают с поставленными задачами, которые указаны в постановлении, которые санкционируют подобные обыски. Я считаю, что цель здесь одна — политическая, а все остальное — это лишь так, сопутствующее. В постановлении цель — провести обыск у конкретных лиц, чтобы найти электронные носители, бумажные носители, все, что имеет отношение к первому делу.
Что вы имеете в виду под политической целью?
Сергей Бадамшин: Давление непосредственно на общественную деятельность самого Ходорковского.
Дело «Апатита» не было закрыто тогда?
Сергей Бадамшин: Нет. Те интересные, «сладкие» дела, которые расследуются Следственным комитетом, Главным следственным управлением, типа материнского дела ЮКОСа, «болотного дела», они лежат. Продолжают работать следственные группы, а руководители следственных групп получают генеральские звания, и в принципе в любой момент могут использоваться либо для борьбы определенными лицами, либо для устрашения, либо для карательных операций.

Между тем РБК сообщило, что бывшие акционеры ЮКОСа решили забрать российскую собственность у Air France и сумели заблокировать платежи французских компаний по контрактам с российскими госпредприятиями. Такие выводы можно сделать из недавнего решения Парижского апелляционного суда. Он в прошлую пятницу отказал России в приостановке исполнения гаагских арбитражных решений, позволив бывшим акционерам ЮКОСа продолжать аресты российского госимущества.

Какие именно активы попали под арест, не уточняется, но в решении парижского суда сказано: Россия считает незаконными «аресты ее активов, осуществленные в отношении Arianespace и Eutelsat, а также недобросовестные действия, направленные на захват российской собственности у Air France».

По мнению юристов, речь идет о платежах по контрактам с российскими госпредприятиями. Например, могут быть заблокированы платежи Air France в адрес «Аэрофлота» за пролеты над Сибирью. Что известно о контрактах: компания Arianespace выводит на орбиту спутники при помощи российских «Союзов». У нее есть контракт с Роскосмосом на 400 миллионов долларов. По одному из проектов — это заказ на запуск спутников от британцев — осенью деньги в Россию еще не были перечислены. Вторая компания — Eutelsat — это спутниковый оператор. ФГУП «Космическая связь» оказывает ей услуги мониторинга и управления французскими космическими аппаратами. Также контракт с Eutelsat есть у американской «дочки» центра имени Хруничева на запуск ракет «Протон» для вывода на орбиту французских спутников. СМИ оценивали цену одного запуска в 65 миллионов долларов. Пока ни сами французские компании, ни Роскосмос и Росимущество ситуацию не прокомментировали.