В деле о теракте на Дубровке нашли нарушение прав потерпевших
Дело о теракте во время мюзикла «Норд-Ост» возвращено в прокуратуру. Суд счел, что имело место нарушение прав потерпевших
Читать на полной версииМосковский окружной военный суд сегодня вернул в прокуратуру дела Хасана Закаева, одного из организаторов теракта в театральном центре на Дубровке, унесшего в 2002 году жизни 130 человек. Такое решение было принято в ходе предварительного слушания по делу в связи с тем, что не все из более чем 900 потерпевших были уведомлены об окончании следствия и смогли реализовать право подать иски.
Перед началом процесса Business FM выяснила, что двум несостоявшимся смертницам, которые прибыли в Москву в составе той же бандгруппы, удалось избежать наказания.
Увидеть подсудимого никто из журналистов сегодня не смог — предварительное слушание, как того требует закон, прошло в закрытом режиме. К тому же были предприняты повышенные меры безопасности — во избежание инцидентов проход в здание был ограничен, и репортерам пришлось ждать новостей на улице.
Один из 900 потерпевших
Одним из главных вопросов, который был поднят на заседании, — о возвращении дела прокурору. Его инициировал сам судья. Его имя в МОВС предпочли не называть, сославшись на ту же безопасность.
«В ходе следствия не все потерпевшие были уведомлены об окончании расследования и не смогли воспользоваться правом подать к подсудимому иски», — рассказал Business FM адвокат Игорь Трунов. Он представляет интересы 115 из 912 потерпевших. Юрист ходатайствовал о возвращении дела в прокуратуру, которая утверждала обвинительное заключение. Стоит отметить, что сегодня на процесс лично приехал только один из потерпевших москвич Дмитрий Миловидов, потерявший во время теракта дочь Нину.
Подсудимый обратился к нему с речью, полной извинений. Хасан Закаев, который на следствии признал вину частично, явно готовился к процессу. «Он заявил, что скрывался больше от подельников, чем от правосудия, и теперь хочет понести наказание за содеянное и жить с чистой совестью. Было видно, что он подготовился, так что даже назвал имя погибшей женщины и сказал, что сожалеет о ее смерти», — поведал Игорь Трунов. По словам юриста, подсудимый выглядел довольно уверенным и вел себя как «взрослый рассудительный человек с высшим образованием».
Он 12 лет находился в международном розыске, скрываясь на территории Украины. Задержали одного из организаторов теракта в декабре 2014 года, когда он по поддельному паспорту пытался въехать в Крым. С тех пор Закаев находится в СИЗО.
Примечательно, что сегодня на заседании защита просила изменить террористу меру пресечения на несвязанную с лишением свободы: подписку о невыезде, залог или домашний арест. Впрочем, против этого высказалась и прокуратура, и потерпевшие. Обвинение ходатайствовало о продлении подсудимому срока ареста до 9 июня 2016 года.
Дополнительная форма наказания
Однако, выйдя из совещательной комнаты, судья продлил срок содержания Закаеву под стражей до 18 марта. Он удовлетворил ходатайство представителя потерпевших и вернул дело прокурору. Теперь после того, как дело поступит в ведомство его направят в Следственный комитет для устранения недостатков. Это означает, что судебное разбирательство начнется, скорее всего, уже весной.
По словам Игоря Трунова, пока никто из потерпевших не предъявил к Закаеву гражданские иски о компенсации морального вреда, однако планируют это сделать в дальнейшем. Суммы в них будет миллионными. «Понятно, что никто никогда этих денег не получит, однако иски являются дополнительной формой наказания, которая ухудшит Закаеву пребывание в местах лишения свободы, — отметил адвокат. — В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом, осужденному, который должен осуществлять выплаты по искам, нельзя положить деньги на счет, также ему труднее освободиться условно-досрочно, имея непогашенные иски».
Что вменяется Закаеву
42-летнему Хасану Закаеву вменяется целый «букет» статей УК: участие в преступном сообществе, приготовление к теракту, пособничество в захвате заложников, покушение на убийство двух и более лиц, незаконное хранение оружия, умышленное уничтожение чужого имущества (ч. 2 ст. 210, чч.1,3 ст. 30, ч. 3 ст. 205, ч.5 ст.33, ч.3 ст.206, ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222, пп. «е,ж,ч» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ).
По версии следствия, именно Закаев организовывал доставку в Москву оружия и самодельных взрывных устройств, которые и были использованы для совершения двух терактов. Первый произошел 19 октября 2002 года. Тогда возле ресторана McDonald`s на улице Покрышкина был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль «Таврия». Теракт унесла жизнь одного человека, восемь получили осколочные ранения. Террористы планировали устроить еще несколько взрывов в центре города. Однако из-за того, что часовой механизм бомбы у McDonald`s сработал раньше времени, и в столице усилили меры безопасности, террористы решили отказаться от них. В этой связи Закаева обвинили в приготовлении к теракту. Также ему вменяется причастность к теракту на Дубровке: 23 октября 2002 года 40 террористов, присланные Шамилем Басаевым, захватили Театральный центр на Дубровке. Три дня они держали в заложниках более 900 зрителей мюзикла «Норд-Ост». В ходе штурма здания все террористы были уничтожены, 130 заложников погибли: пятерых застрелили боевики, остальные погибли от последствий примененного при штурме ФСБ нервно-паралитического газа.
За прошедшие годы шестеро участников захвата заложников были приговорены к длительным срокам заключения. В международном розыске остался только один соучастник преступления — Герихан Дудаев.
Шахидки ушли от ответа
Примечательно, что двум женщинам-смертницам, которые прибыли в Москву в составе той же бандгруппы, удалось избежать наказания. Айшат Амаева и Заира Даудова должны были взорвать пояса шахидок в центре столицы — у кинотеатра «Пушкинский», чтобы посеять панику среди населения и отвлечь внимание правоохранителей после захвата заложников на Дубровке. Следить за ними был приставлен Ахъяд Межиев, который впоследствии получил 20 лет за участие в подготовке теракта на улице Покрышкина. Женщины запаниковали и не смогли совершить самоподрыв. Межиев был вынужден отвезти их обратно на конспиративную квартиру в «Отрадном». Как удалось узнать Business FM, в материалах Закаева есть показания Межиева. Он сообщил, что террористок решено было отправить обратно на Кавказ. Межиев проводил женщин на Павелецкий вокзал, и они уехали. В дальнейшем к одной из них — Даудовой — применили амнистию, так как она добровольно отказалась от совершения преступления. Впоследствии женщина была осуждена за незаконное хранение оружия, а после выхода на свободу уехала в Бельгию. Судьба Амаевой неизвестна. По некоторым данным, правоохранители не смогли доказать, что она готовилась к судьбе смертницы.